Ученые Самарского университета им. Королёва вместе с НПО «Самара» по заказу РКЦ «Прогресс» разработали и испытали топливозаправщик для российских космических спутников с ионными двигателями. Движки используются малыми аппаратами для корректировки своей орбиты, рассказали в вузе.
Преимущества разработки:
- упростит и удешевит процесс заправки топливных баков (шар-баллонов)
- обеспечит чистоту закачиваемого ксенона
- измеряет объем находящегося внутри газа
- сократит сроки изготовления спутников
Существующие заправочные агрегаторы требуют снятия шар-баллонов со спутника перед заправкой. Наш топливозаправщик более удобный в эксплуатации
Он пояснил, что заправка топливных баков очень важна для работы спутника. Малейший перевес ксенона может сместить центр тяжести аппарата, а при недовесе ионный двигатель не сможет обеспечить корректировку курса.
Как происходит заправка:
- топливозаправщик стыкуется с шар-баллоном с помощью гибкого трубопровода
- полость заправщика продувается инертным газом
- внутренний тракт установки заполняется ксеноном
- после проверки чистоты газа он отправляется через трубопровод в топливный бак
Самарские разработчики пояснили, что топливозаправщик подойдет для любых космических аппаратов. Осенью его передадут в РКЦ «Прогресс». А в будущем его можно использовать для заправки космических кораблей с плазменными двигателями.
Подобные установки используют в NASA и Европейском космическом агентстве (ESA). Но их заправщики имеют сложную конструкцию, что делает процесс заполнения топливных баков более трудоемким.