Ученые Самарского университета им. Королёва вместе с НПО «Самара» по заказу РКЦ «Прогресс» разработали и испытали топливозаправщик для российских космических спутников с ионными двигателями. Движки используются малыми аппаратами для корректировки своей орбиты, рассказали в вузе.

Преимущества разработки: 

  • упростит и удешевит процесс заправки топливных баков (шар-баллонов)
  • обеспечит чистоту закачиваемого ксенона
  • измеряет объем находящегося внутри газа
  • сократит сроки изготовления спутников
Существующие заправочные агрегаторы требуют снятия шар-баллонов со спутника перед заправкой. Наш топливозаправщик более удобный в эксплуатации
руководитель проекта Дмитрий Угланов

Он пояснил, что заправка топливных баков очень важна для работы спутника. Малейший перевес ксенона может сместить центр тяжести аппарата, а при недовесе ионный двигатель не сможет обеспечить корректировку курса.

Как происходит заправка: 

  • топливозаправщик стыкуется с шар-баллоном с помощью гибкого трубопровода
  • полость заправщика продувается инертным газом
  • внутренний тракт установки заполняется ксеноном
  • после проверки чистоты газа он отправляется через трубопровод в топливный бак

Самарские разработчики пояснили, что топливозаправщик подойдет для любых космических аппаратов. Осенью его передадут в РКЦ «Прогресс». А в будущем его можно использовать для заправки космических кораблей с плазменными двигателями.

Подобные установки используют в NASA и Европейском космическом агентстве (ESA). Но их заправщики имеют сложную конструкцию, что делает процесс заполнения топливных баков более трудоемким. 

Сейчас на главной