В Москве проходит Форум национальных достижений в области транспорта, организованный Минтрансом в рамках выставки-форума «Россия» на ВДНХ. Глава министерства, Виталий Савельев, рассказал о том, как Россия развивала сектор транспорта с 2018 по 2023 годы, и продолжает это делать в 2024 году.
За это время в России появился и свой День работников транспорта - он отмечается 20 ноября. А для тех, кто занимается развитием транспортной науки и техники, создана премия имени Владимира Узлова, родоначальника отечественного проектирования железнодорожных станций и транспортных узлов.
Презентация охватила не только дорожное хозяйство, мосты, железнодорожные пути, но и железнодорожный транспорт, авиационные перевозки, морской, автомобильный, городской транспорт, и их цифровизацию.
Тысячи километров дорог и рельсов, новые станции метро, аэропорты - вот как изменился транспорт России за пять лет. «Первый технический» выбрал ключевые моменты из числа перемен, показанных в презентации.
С 2018 года в России появились тридцать три объекта аэродромной инфраструктуры - от новых терминалов в Шереметьево и Домодедово до объектов в Новосибирске, Саранске, Симферополе, Новом Уренгое. Активно строились и взлетно-посадочные полосы: их сдали в эксплуатацию девятнадцать.
Российская авиаотрасль получила комплексную программу развития до 2030 года, Единая система организации воздушного движения в России была модернизирована, а Дальний Восток обрел единую авиакомпанию «Аврора». Кроме того, в стране появился крупнейший в Восточной Европе провайдер по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов «А-ТЕХНИКС».
Москву разгрузила достроенная и сданная в эксплуатацию в эти пять лет Большая кольцевая линия Московского метрополитена. Тоннели метро московской БКЛ даже стали рекордсменами России по длине - речь о двухпутных тоннелях, часть которых идет под водой.
Кроме того, мегаполис пронизали и соединили с ближайшим Подмосковьем наземные линии метро - Московские центральные диаметры, МЦД. По ним можно проехать наискосок через город менее чем за час.
Также за эти пять лет достроили и ввели в эксплуатацию Керакский тоннель на Забайкальской железной дороге и Второй Байкальский тоннель на БАМе. Север и Дальний Восток стали доступнее, как и соседняя белорусская столица.
В этом направлении Россия продвинулась тоже. Начали курсировать первый электропаром с автономной навигацией «Генерал Черняховский» и его «брат» «Маршал Рокоссовский».
Был введен в эксплуатацию самый мощный в мире неатомный ледокол «Виктор Черномырдин», а арктический танкер-газовоз «Кристоф де Маржери» провез свой груз в январе в восточном направлении Северного морского пути.
Строят, закладывают и проектируют активно также новые ледоколы, контейнеровозы, краболовы и корабли. ОСК построит почти 600 судов для России до конца 2035 года.
Уже запустился и реализуется нацпроект «Безопасные качественные дороги». Он включает в себя переход на экотранспорт и обновление экопарка транспортных средств - электробусы, трамваи, электропоезда.
Часть проекта - это развитие интеллектуальных транспортных систем. ИТС с 2020 года устанавливают в агломерациях с населением более 300 тысяч человек. ИТС стоят уже в более чем 50 российских городах 51 субъекта России и делают дороги комфортнее.
Активно строятся новые скоростные трассы, крупные развязки, объездные трассы, мосты. Самый крупный из них - 19-километровый Крымский мост, он же и самый протяженный мост во всей России.
Наконец, модернизировали и российскую границу - установили более 380 пунктов пропуска. Россия уже тестирует на границе с Китаем новые цифровые портальные инспекционно-досмотровые комплексы, там работает система электронной очереди и контакт с таможенниками минимален.
Чтобы отследить грузы, которые проходят в страну, или идут через нее транзитом, внедрены электронные навигационные пломбы. Правда, эта инновация действует во всех странах ЕАЭС, а не только в Россию. Однако у России есть и свой внутренний способ контроля - через госсистему электронных перевозочных документов.
Правительством России уже утвержден комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Принята и транспортная стратегия до 2030 года с прогнозом до 2035 года. Также утверждена новая концепция подготовки кадров для отрасли до 2035 года.