В сфере оборонной промышленности Турции наблюдается активный поиск партнеров особенно в контексте таких крупных проектов, как KAAN. После того, как Турция была исключена из программы F-35, ВВС Турецкой республики приняли решение радикально модернизировать проект истребителей пятого поколения KAAN. В новом прочтении машина получила увеличение тяговой мощности двигателей, увеличение полезной нагрузки, расширение возможностей для выполнения задач типа воздух-земля и обновление авионики. Власти Турции ранее заявляли, что по тактико-техническим характеристикам Kaan превзойдет американский F-35 и в перспективе заменит стоящие на вооружении ВВС республики истребители F-16.
Турецкая аэрокосмическая компания (Türk Havacılık ve Uzay Sanayii - TUSAŞ), разрабатывающая истребитель с 2017 года в рамках программы «Национальный боевой самолет» планирует запустить к 2028 году его серийное производство. Единственная проблема — двигатель для таких истребителей. Турки не умеют их делать, а разработки с нуля займут годы. Именно поэтому так необходимо найти технологического партнера с опытом в двигателестроении.
В прошлом году Savunma Sanayii Başkanlığı (SSB) [Агенство по оборонной промышленности Турции, дочернее ведомство Министерства обороны ТР, — прим. ред ] объявило тендер на предварительное проектирование турбовентиляторного двигателя для KAAN. В тендере приняли участие два союза: турецкий Tusaş Engine Industries (TEI) с украинской Ivchenko Progress и турецкая группа Kale с британской Rolls-Royce.
Журналист издания Aydınlık удивился не найдя в числе заявок на тендер ни одной российской компании. При первой же возможности он поинтересовался у консула РФ в Стамбуле как же так вышло и стоит ли ожидать сотрудничества с Россией над проектом KAAN и вот что услышал в ответ:
В этом контексте мы также хотим развивать военно-техническое сотрудничество. Раньше с нашей стороны были предложения. Также велась работа на различных уровнях между нашими официальными учреждениями и компаниями, в том числе по вопросу совместной работы по этим самолетам. Наши соответствующие компании и подразделения заявляли, что готовы работать вместе. Но конечно, конкретные аспекты необходимо обсуждать между конкретными компаниями.
Читайте также:
«Сокол» российских ВКС: истребитель Су-57 получит двигатель второго этапа
Сообщается, что многоцелевой истребитель пятого поколения Kaan успешно совершил сегодня свой первый полет в небе над Анкарой. Kaan поднялся в воздух с аэродрома Мюртед и вернулся на базу после тестового полета.
Заявлено, что истребитель может взаимодействовать с БПЛА, а с поддержкой искусственного интеллекта может обеспечивать усиленные боевые возможности.
Кроме того, он обладает выдающимися способностями для воздушного боя и способностью наносить точные удары из внутренних оружейных отсеков на сверхзвуковой скорости.
Характеристики многоцелевого истребителя Kaan:
- Длина: 21 метр (69 футов), высота: 6 метров (20 футов), размах крыльев: 14 метров (46 футов).
- Двигатели: 2 × General Electric F110-GE-129 турбовентилятор.
- Максимальная тяга: 131 кН с дополнительным ускорителем, 76 кН без него.
- Максимальная скорость: 2 210 км/ч; (1 190 узлов).
- Сервисный потолок: 17 000 метров (55 000 футов).
- Лимиты G-нагрузки: +9g / -3,5g.
Авионика:
- Радиолокационная система с активным фазированным антенным массивом (AESA) от ASELSAN (BÜRFİS).
- Синтетическая апертурная радиолокационная система (SAR).
- Инфракрасная система поиска и слежения (IRST).
- Электро-оптическая система наведения на цель (EOTS).
- Система прицеливания с монтированным на шлем наводчиком.
Также сообщается, что Украинский посол в Анкаре Василь Боднар заявил, что Украина заинтересована в покупке истребителей KAAN из Турции. По словам Боднаря, «KAAN обладает потенциалом для конкуренции с истребителями F35 и F22».