Алкоголь и табак, входящие в список товаров, которые покупатель может приобрести только с подтверждением возраста, вскоре могут перенестись под контроль биометрии. Гендиректор Центра биометрических технологий (ЦБТ) Владислав Поволоцкий в беседе с «Известиями» заявил о планах запустить сервис по продаже такой продукции с верификацией через биометрию уже к 2024 году.

Использование данной опции требует наличия подтвержденного цифрового профиля гражданина и предоставления информации в единую биометрическую систему (ЕБС). Хотя ритейлеры проявляют интерес к нововведению, необходимость перенастройки систем может отложить внедрение. Представитель ЦБТ утверждают, что распознавание по лицу — безопасная и перспективная технология. Однако до тех пор, пока общественность не обретет уверенность в биометрических методах, внедрение сервиса останется нераспространенным.

По словам гендиректора ЦБТ, возможность подтверждения возраста в магазинах с помощью биометрических данных станет доступной для граждан, которые предоставят свои данные в ЕБС. Поволоцкий подчеркнул, что для использования сервиса будет достаточно даже упрощенной биометрии [сделать селфи в приложении «Госуслуги Биометрия» и подтвердить учетную запись на госпортале. — прим. www1.ru], помимо этого, необходимо также иметь подтверждённый цифровой профиль.

В конце 2023 года в России появится инфраструктура для «Цифрового профиля» которая обеспечит обмен информацией между государством, гражданами и юридическими лицами. Коммерческие организации, включая банки, также получат доступ к этой системе. «Цифровой профиль» даст возможность гражданам просматривать полную информацию о себе на портале госуслуг, а также упростит предоставление государственных и социальных услуг.

Технологические возможности оплаты и подтверждения возраста уже оборудованы в значительной части торговых точек, облегчая процесс проведения покупок через распознавание лица. В России с 2021 года сети «Перекресток» и «Пятерочка» предоставляют возможность оплаты покупок с помощью распознавания лица через сервис «Плати улыбкой» от «Сбербанка». Кроме того, проводится тестирование оплаты по лицу совместно с Банком России, НСПК (оператор системы быстрых платежей) и ЦБТ, однако оно пока ограничено закрытой группой.

Основной плюс использования биометрии в магазинах состоит в создании безупречного сервиса для оплаты товаров. Например, для покупки алкоголя или никотиносодержащих продуктов вместо предъявления паспорта будет достаточно одного взгляда в камеру.

На сегодняшний день в России уже действуют несколько проектов, позволяющих оплачивать покупки через распознавание лица. Однако такая технология пока не получила массового распространения, так как у потребителей еще не сформирована покупательская привычка использовать биометрические данные.

Напомним, что с 1 июня вступил в силу закон, регулирующий обработку биометрических персональных данных исключительно внутри Единой биометрической системы (ЕБС). По закону, банки и прочие организации, в чьём распоряжении находились биометрические данные клиентов должны были передать до начала ноября всё в ЕБС.  Граждане России могут отказаться от передачи своих биометрических данных в систему, даже если они уже были переданы.

Источники :
«Известия»

Сейчас на главной