Российское двигателестроение выходит в ключевую точку роста на фоне ухода иностранных компаний и наращивания собственных производственных мощностей. Сектор признан важнейшим элементом технологического суверенитета и связан напрямую с развитием транспорта, авиации, судостроения и энергетики, отмечают эксперты.
По данным Минэкономразвития, рост производства в машиностроении за первое полугодие 2025 года превысил 11,8%, а в третьем квартале транспортное машиностроение, включающее выпуск двигателей, показало усиление инвестиций более чем в 3,3 раза к аналогичному периоду прошлого года.
Эксперты подчеркивают, что до 2022 года в России практически не производили двигатели полностью из отечественных комплектующих, а импортозамещение стало катализатором для развития локальных технологий. Сегодня отечественные двигатели внутреннего сгорания, газотурбинные установки, авиадвигатели и дизели демонстрируют качественный прогресс.
Среди новых российских разработок — линейки авиадвигателей ПД-8, ПД-14, ПД-26, газотурбинные установки для вертолетов и инновационные дизельные генераторы. Рост выпуска авиадвигателей за последние годы превысил 50% — с 791 до 1 227 поставленных агрегатов. Производство двигателей внутреннего сгорания для автотранспорта также увеличилось на 11,5% в 2024 году, что контрастирует с тенденцией снижения их выпуска в мире.
За последние три года на ряде предприятий, включая Коломенский завод, Уральский дизель-моторный завод (входит в группу «Синара») и пермскую компанию «Авиадвигатель», было проведено масштабное обновление производственных мощностей. Коломенский завод, являющийся лидером в производстве среднеоборотных дизелей нового поколения типов Д300 и Д500, разработал и внедрил новые модели. Уральский дизель-моторный завод представил серию дизелей УДМЗ ДМ-185. Пермская компания «Авиадвигатель» также внесла значительный вклад в развитие отрасли.
Одной из главных задач для повышения независимости отрасли является локализация производства комплектующих, включая литейные заготовки и узлы управления. Это позволит снизить зависимость от импортных компонентов и укрепить позиции отечественных производителей на рынке.
Государство продолжает поддерживать отрасль через льготное финансирование НИОКР, упрощенное налогообложение и стимулирование инвестиций в современные двигатели. Однако критическая потребность остается в локализации высокотехнологичных систем и развитии компонентной базы.