В России начались разговоры о вероятной ремоторизации Superjet с импортными двигателями SaM146 на отечественные ПД-8. Однако этот процесс займет годы разработок и выйдет «в копеечку», а источники финансирования на данный момент неизвестны. Об этом «Первому техническому» заявил авиаэксперт Роман Гусаров.
Он напомнил, что импортозамещённый SJ-100 уже проходит испытания, в следующем году начнётся серийное производство. Предприятие в Комсомольске-на-Амуре уже готово выпускать 20 самолётов в год, там всё отлажено.
Новыми «Суперджетами» мы сможем достаточно быстро насытить наш рынок. Но проблема с теми SJ-100 [с двигателями SaM-146], которые есть в наших авиакомпаниях. Там все комплектующие импортные, на 100%. Внутри самолёта нашего ничего нет, кроме теплообменников, которые и то делали на совместном предприятии с американцами в России.
Гусаров напомнил, что «горячую часть» SaM146 делали во Франции, а в России — «холодную». Однако проблема в том, что ресурс «горячей» части скоро выработается, а у отечественных специалистов нет необходимой документации и мощностей на её ремонт.
Мы не знаем, как ремонтировать камеры сгорания. Встаёт вопрос — что делать с этими Superjet? Они достаточно молодые, самому старому — всего 14 лет, им еще летать и летать, а двигателям — уже нет. Здесь встает вопрос экономической целесообразности. У нас есть свой двигатель ПД-8, который примерно в тех же габаритах и весах. Но просто так нельзя снять с крыла один двигатель и повесить другой. У каждого двигателя своя система крепления и подключения. Для замены двигателя придётся перепроектировать крыло и другие системы — электрику, механику, воздухообмен. Все эти работы потребуют много времени, как минимум несколько лет интенсивной работы. Вопрос — сколько это потребует времени и денег.
Гусаров выразил уверенность, что затевать эти работы ради 150 самолётов на данный момент не имеет никакого смысла. Они никогда не окупятся, а авиакомпании также вряд ли готовы инвестировать собственные средства в такой заведомо убыточный проект.
Весь вопрос чисто экономический. Например, есть хорошая стиральная машина, но там сгорел двигатель. А новый стоит две трети стоимости. Вы посмотрите и скажете — да ну, лучше куплю новую машину. Здесь может быть такая же логика, смысла нет в таких вложениях. Поэтому — пока решения нет. Если бы таких самолётов выпустили хотя бы 500, то, наверное, был бы смысл. А на 150 — нет.
Глава Минпромторга Антон Алиханов заявлял, что ведомство планирует профинансировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по замене иностранных двигателей SaM146 на отечественные ПД-8 на выпущенных самолётах Superjet 100. Конкретные сроки начала проекта пока не определены, но его старт намечен на 2026 год.
Ранее www1.ru сообщал, что туалет стратегического бомбардировщика впервые показали на фото.