Холодная война в небе: как совершил свой первый полёт «сверхзвуковой стратег» М-50

Амбициозные задачи, поставленные перед конструкторами, оказались на грани технологических возможностей того времени

27 октября 1959 года состоялся первый полёт стратегического бомбардировщика М-50. Экипаж, состоявший из лётчика-испытателя Героя Советского Союза Николая Иосифовича Горяйнова и лётчика-испытателя Анатолия Семёновича Липко, поднял самолёт в небо.

М-50А в Центральном музее ВВС РФ в Монине
М-50А в Центральном музее ВВС РФ в Монине

Первый полёт, продлившийся 35 минут, прошёл успешно. Однако М-50 не смог преодолеть звуковой барьер, остановившись на скорости М=0,99. В период с 28 октября 1959 года по 5 октября 1960 года, вместо запланированных 35 полётов, М-50А совершил лишь 11 испытательных вылетов общей продолжительностью 8 часов 33 минуты. Максимальная скорость, достигнутая в ходе испытаний, составила 1090 км/ч.

советский одновальный турбореактивный двигатель РД-7 (ВД-7)   
советский одновальный турбореактивный двигатель РД-7 (ВД-7)

Предполагалась замена временно установленных двигателей ВД-7А на новые, с которыми самолёт должен был преодолеть звуковой барьер. Несмотря на это, все работы по М-50 и его модификации М-52, призванной достичь проектных показателей дальности и скорости, были прекращены.

Причины такого решения были многогранны. С одной стороны, амбициозные задачи, поставленные перед М-50, оказались на грани технологических возможностей того времени. Разработка и внедрение новых, более мощных двигателей требовали значительных временных и финансовых ресурсов, которые, вероятно, были перенаправлены на другие, более перспективные проекты.

Загрузка Vkontakte видео...

С другой стороны, меняющаяся геополитическая обстановка и развитие новых видов вооружений, в частности, межконтинентальных баллистических ракет, могли сделать концепцию сверхзвукового стратегического бомбардировщика менее актуальной.

Самолёт, несмотря на свою впечатляющую внешность и передовые для своего времени инженерные решения, остался в истории как один из самых амбициозных, но так и не реализованных в полной мере проектов советской авиационной промышленности, символом стремления к недостижимому горизонту скорости и мощи.

М-50 (по кодификации НАТО: Bounder) — проект советского сверхзвукового стратегического бомбардировщика разработки ОКБ Мясищева. Был построен один прототип — М-50А.

Технические характеристики самолёта:

  • Длина: 58,7 м.
  • Размах крыла с мотогондолами: 25,1 м.
  • Высота: 8,65 м.
  • Площадь крыла: 290,6 м².
  • Масса пустого: 59 600 кг.
  • Максимальная взлётная масса: 238 000 кг.
  • Масса топлива: 170 000 кг.
  • Максимальная скорость: 1900–2000 км/ч.
  • Практическая дальность: 11 000–12 000 км.
  • Практический потолок: 15 000–16 000 м.
  • Экипаж: 2 человека.

Ранее www1.ru сообщил, что новую ракету «Буревестник» можно будет запустить с пусковых установок для «Искандера» или «Орешника».

Читайте ещё материалы:

Источники
ROSTMEO

Сейчас на главной