Многострадальный проект отечественного транспортного самолёта, прошедший через три названия — Ил-214, MTA/МТС и Ил-276, так и не увидел свет. Начатый в КБ Ильюшина в 2001 году, он застрял на этапе проектирования. Издание «Техносфера Россия» исследует причины провала и задаётся вопросом о возможности его реанимации.
Зачем вообще возникла потребность в этом самолёте?
В далёком 2001 году, когда российская экономика ещё не оправилась от кризиса 90-х, идея создания нового самолёта Ил-214 казалась утопичной, если только финансирование не поступало из-за рубежа. В данном случае, иностранный заказчик был найден сразу — Индия. Подобно контрактам того времени, например, по Су-30МКИ, индийская сторона должна была получить свой Multirole Transport Aircraft (MTA). Это позволило бы доработать версию и для российских ВВС — многоцелевой транспортный самолёт (МТС) Ил-214. Планировалось, что новая машина заменит устаревшие Ан-12.
Но не только Ан-12. Индийские партнеры рассчитывали, что MTA заменит и их парк Ан-32. В общей сложности планировалось произвести более 200 новых самолётов, из которых российские военные хотели получить около 100 бортов, а индийские — не менее 45.
Первый полёт Ил-214 (MTA/МТС) был запланирован на 2017 год, что отводило более 15 лет на проектирование и создание прототипа. Серийное производство в России должен был наладить Иркутский авиазавод. Однако, как это часто бывает с постсоветскими проектами производственной кооперации, реализация постоянно затягивалась, а затем и вовсе прекращалась. Соглашение о начале совместных работ было подписано только в 2007 году, а уже в 2015 году Индия вышла из проекта.
В дальнейшем разработка самолёта трансформировалась в «новый проект» Ил-276, который Россия планировала реализовать самостоятельно, опираясь на наработки по Ил-214. Этот процесс был запущен.
В 2017 году в аэродинамических трубах ЦАГИ прошли испытания модели Ил-276, в ходе которых изучались аэродинамические характеристики с механизированным крылом на режимах взлёта и посадки, а также влияние близости земли.
В конце 2018 года в СМИ появилась информация об утверждении Минобороны РФ тактико-технического задания на новый средний военно-транспортный самолёт (СВТС) Ил-276. Военные видели самолёт в двух модификациях: с двигателями ПС-90А-76 (от Ил-76МД-90А) и с перспективными ПД-14 (от МС-21, но доработанными).
Закат проекта
В 2019–2020 годах скорректированный проект был представлен ВКС России как замена Ан-12. Однако по неизвестным причинам работы в КБ Ильюшина были приостановлены. По некоторым данным, новое руководство приостановило все «ненужные» проекты, что привело к затянувшейся конкуренции между Ил-276 и Ту-330. Официальных заявлений по этому поводу не было.
Ил-276 должен был стать современным двухдвигательным самолётом средней размерности: длина около 40 метров, взлётная масса 68-72 тонны, дальность полёта с 20 тоннами груза (до 150 военнослужащих или лёгкая бронетехника) – 2000 км (перегоночная — 7000 км), максимальная скорость — 870 км/ч (крейсерская — около 800 км/ч).
Размеры грузовой кабины должны были быть идентичны Ил-76МД-90А, что позволило бы использовать существующую инфраструктуру. Самолёт должен был обеспечивать автономное решение транспортных задач и подготовку к вылету силами экипажей. Бортовое радиоэлектронное оборудование планировалось построить «на открытой архитектуре», с единым информационно-управляющим полем кабины пилотов, 6 ЖК-дисплеями и 2 ЖК-индикаторами на лобовом стекле.
В начале 2021 года появилась информация о «закрытии» проекта, но официально это не подтвердилось. Таким образом, по Ил-276 выполнен определенный объём работ, но даже в 2025 году неясно, будет ли он реализован.
Ранее www1.ru сообщал о том, что икону времён холодной войны, самолёт МиГ-21, украсили миллионами разноцветных бусин в США.
Читайте ещё материалы:
- Увеличить объём совместного производства деталей и комплектующих для самолёта Ту-214 в Белоруссии договорился Ростех
- Уникальный микро-БЛА «Каракурт-Р» от концерна «Калашников» показали на выставке «Иннопром. Беларусь»
- Нагрузка до предела: испытания бортового грузовика БАЗ-S31A31 с максимальной загрузкой провела компания «Романов»