Революция в небе: Як-141 — зачем создавали первый советский сверхзвуковой самолёт вертикального взлёта и посадки

Задача боевой машины заключалась в обеспечении защиты авианосных групп, завоевании господства в воздухе и нанесении ударов по наземным и морским целям

Советский самолёт, получивший обозначение Як-141 и нёсший бортовой номер 75, вошёл в историю как первый советский сверхзвуковой самолёт вертикального взлёта и посадки.

Як-141 на авиасалоне Фарнборо-1992

Як-141 (изделие 48/48М) — многоцелевой сверхзвуковой всепогодный палубный истребитель вертикального или короткого взлёта и посадки, разработанный в ОКБ Яковлева. Он стал третьим в мире самолётом вертикального взлёта и посадки, преодолевшим звуковой барьер, после EWR VJ 101 и Dassault Mirage IIIV. Его задача заключалась в обеспечении защиты авианосных групп, завоевании господства в воздухе и нанесении ударов по наземным и морским целям.

Разработка самолёта велась с середины 1970-х годов, а первый полёт состоялся в 1987 году. Планировалось, что Як-141 войдут в состав авиагрупп нескольких авианесущих крейсеров, заменив Як-38. Однако испытания затянулись, и первая посадка на палубу была выполнена только в 1991 году.

Работа над обликом будущего самолёта началась в 1973 году. Предполагалось, что он будет сверхзвуковым, оснащён бортовой РЛС и иметь увеличенный радиус действия. В отличие от зарубежных аналогов, Як-141 создавался как серийный боевой самолёт. Разработка была связана и с созданием нового двигателя Р79В-300.

cиловая установка Як-141

Первоначально планировалось разместить два подъёмных двигателя в носовой части самолёта, но позже была выбрана схема Як-38 с размещением отсека с ПД за кабиной пилота. Конструкторам пришлось использовать нестандартную схему с двумя консольными балками для размещения вертикального оперения и стабилизаторов.

Як-141 во время висения, видно отклонённое на −95° сопло подъёмно-маршевого двигателя, а также сопла двух подъёмных двигателей

В 1984 году был собран первый образец для наземных испытаний, которые начались в июне. Испытания затягивались из-за проблем с поставками двигателей, и первый полёт лётного образца состоялся только 9 марта 1987 года. В 1989 году было совершено ещё 6 полётов.

ТАКР «Баку» (после 4 октября 1990 года — «Адмирал Горшков») — на его борту осенью 1991 года проводились испытания Як-141

В сентябре 1991 года оба образца были отправлены на испытания на ТАКР «Адмирал Горшков», а уже 5 октября 1991 года второй самолёт потерпел аварию, что привело к остановке программы и её закрытию в 1992 году.

Вскоре после распада СССР проект был закрыт из-за экономического кризиса, аварии одного из прототипов и негативного отношения военных к самолётам вертикального взлёта и посадки. Два лётных экземпляра Як-141 сохранились в качестве музейных экспонатов.

Як-141 — советский сверхзвуковой истребитель вертикального взлёта и посадки (СВВП). По кодификации НАТО — Freestyle, что в переводе означает «Вольный стиль».

Технические характеристики самолёта Як-141:

  • Размеры: размах крыла в развёрнутом положении — 10,1 м, в сложенном — 5,9 м, длина — 18,3 м, высота — 5 м.
  • Площадь крыла: 31,7 м².
  • Максимальная взлётная масса: при разбеге 120 м — 19 500 кг, при вертикальном взлёте — 15 800 кг.
  • Максимальная скорость: у земли — 1250 км/ч, на высоте 11 км — 1800 км/ч.
  • Практическая дальность: у земли — 1010 км, на высоте 10–12 км — 1400 км, на высоте 10–12 км с ПТБ — 2100 км.
  • Практический потолок: 15 000 м.
  • Экипаж: 1 человек.

Ранее www1.ru сообщал о том, что глава «Роскосмоса» заявил, что в ближайшие 10 лет Россия построит и запустит порядка 300 ракет.

Читайте еще материалы: