После успешного завершения макетных испытаний ракеты «Булава», 27 сентября 2005 года был произведён её первый пуск в акватории Белого моря. Запуск был осуществлён с борта подводной лодки «Дмитрий Донской» в надводном положении, целью стал полигон «Кура», расположенный на Камчатке. Ракета преодолела дистанцию свыше 5,5 тыс. км примерно за 14 минут, а её боеголовки успешно достигли заданных целей.
Как всё начиналось
В ноябре 1997 года руководители экономических и оборонных ведомств Яков Уринсон и Игорь Сергеев предложили премьер-министру Виктору Черномырдину объединить разработку ракет для флота и стратегических войск, поручив это дело Московскому институту теплотехники (МИТ). Руководителю МИТу, Юрию Соломонову, была поставлена задача разработать универсальную баллистическую ракету.
МИТ имел значительный опыт в создании ракетной техники, в частности, ракетные комплексы «Тополь» и «Тополь-М», ставшие основными в РВСН. Более современным считается комплекс «Ярс», также разработанный МИТом. Именно тогда началась работа над новой ракетой для подлодок, получившей имя «Булава».
В конструкции «Булавы» использовались некоторые элементы сухопутных ракет, но не были учтены особенности производства, необходимые для морских ракет. Потребовалась серьёзная модернизация подлодки «Юрий Долгорукий».
Альтернативным разработчиком ракет для подлодок выступал ГРЦ им. Макеева. Тем не менее, центр не остался без работы, занимаясь разработкой ракет «Лайнер», «Скиф», «Сармат» для РВСН, а также участвуя в космических программах.
Выбор в пользу твердотопливной «Булавы» был обусловлен стремлением соответствовать западным разработкам, таким как американские «Трайдент» и «Трайдент II». «Трайдент II» с разделяющейся головной частью имел дальность 11 300 км и высокую точность.
Доработки и опытная эксплуатация
Доводка «Булавы» оказалась долгой и сложной. Три пуска, осуществлённые с сентября по декабрь 2006 года, прошли неудачно. Ракеты, выпущенные из надводного и подводного положений, или падали в море, или самоликвидировались. Затем последовали три частично успешных этапа стрельб. И снова неудачи — в декабре 2008-го и августе 2009-го. После этого директор МИТ Юрий Соломонов даже подал в отставку, оставаясь генеральным конструктором. На предприятии полагали, что причиной испытательных пусков с неудовлетворительными результатами стало нарушение технологии производства, а военные моряки объясняли случившееся «плавающим» сбоем в работе систем ракеты, который возникал в разных узлах.
Твердотопливные ракеты проще в обслуживании и безопаснее жидкостных, а их конструкция более прочная. Жидкостные ракеты, напротив, имеют больший удельный импульс и весовое преимущество при больших размерах.
«Булава» использует «сухой старт», что снижает вероятность обнаружения подводной лодки, в то время как жидкостные ракеты требуют предварительного заполнения шахты водой, создавая шум.
«Работу над ошибками» выполняли оперативно. Шесть пусков, проведённых в конце 2010-го и в 2011 году (при тех же условиях и дальностях), оказались успешными. В 2012 году «Булаву» принял на вооружение ВМФ РФ.
Читайте ещё материалы:
Сейчас на главной
Почему рестомод Kimera EVO37 стал главным автомобилем 2025 года по версии Top Gear и обошёл лучших современных суперкаров
Три года на разбитых дорогах и ежедневные сотни километров: реальный опыт владельца
Стремительный рост поставок новых и подержанных авто меняет рынок быстрее, чем ожидали аналитики
Почему содержание популярных китайских моделей нередко оказывается ближе к уровню глобальных брендов
Семиместный гигант с 24,6-дюймовым экраном выходит на рынок
Лидирует КамАЗ, но китайские бренды стремительно отбирают долю
Тачскрины стали раздражать водителей, а EuroNCAP готовится штрафовать за неудобное управление
От Mega Track до Sterrato: самые необычные спортивные автомобили, которые могут съехать с асфальта
Спецтехника прошла своим ходом около 5 тыс. км
Как Toyota создала уникальную линейку люксовых моделей, едва не соперничающих друг с другом
Такое топливо — эталонное при проведении сертификации
Новые поставки седана в страну не запланированы