Советский самолёт, получивший обозначение Як-141 и нёсший бортовой номер 75, вошёл в историю как первый советский сверхзвуковой самолёт вертикального взлёта и посадки.
Як-141 (изделие 48/48М) — многоцелевой сверхзвуковой всепогодный палубный истребитель вертикального или короткого взлёта и посадки, разработанный в ОКБ Яковлева. Он стал третьим в мире самолётом вертикального взлёта и посадки, преодолевшим звуковой барьер, после EWR VJ 101 и Dassault Mirage IIIV. Его задача заключалась в обеспечении защиты авианосных групп, завоевании господства в воздухе и нанесении ударов по наземным и морским целям.
Разработка самолёта велась с середины 1970-х годов, а первый полёт состоялся в 1987 году. Планировалось, что Як-141 войдут в состав авиагрупп нескольких авианесущих крейсеров, заменив Як-38. Однако испытания затянулись, и первая посадка на палубу была выполнена только в 1991 году.
Работа над обликом будущего самолёта началась в 1973 году. Предполагалось, что он будет сверхзвуковым, оснащён бортовой РЛС и иметь увеличенный радиус действия. В отличие от зарубежных аналогов, Як-141 создавался как серийный боевой самолёт. Разработка была связана и с созданием нового двигателя Р79В-300.
Первоначально планировалось разместить два подъёмных двигателя в носовой части самолёта, но позже была выбрана схема Як-38 с размещением отсека с ПД за кабиной пилота. Конструкторам пришлось использовать нестандартную схему с двумя консольными балками для размещения вертикального оперения и стабилизаторов.
В 1984 году был собран первый образец для наземных испытаний, которые начались в июне. Испытания затягивались из-за проблем с поставками двигателей, и первый полёт лётного образца состоялся только 9 марта 1987 года. В 1989 году было совершено ещё 6 полётов.
В сентябре 1991 года оба образца были отправлены на испытания на ТАКР «Адмирал Горшков», а уже 5 октября 1991 года второй самолёт потерпел аварию, что привело к остановке программы и её закрытию в 1992 году.
Вскоре после распада СССР проект был закрыт из-за экономического кризиса, аварии одного из прототипов и негативного отношения военных к самолётам вертикального взлёта и посадки. Два лётных экземпляра Як-141 сохранились в качестве музейных экспонатов.
Як-141 — советский сверхзвуковой истребитель вертикального взлёта и посадки (СВВП). По кодификации НАТО — Freestyle, что в переводе означает «Вольный стиль».
Технические характеристики самолёта Як-141:
- Размеры: размах крыла в развёрнутом положении — 10,1 м, в сложенном — 5,9 м, длина — 18,3 м, высота — 5 м.
- Площадь крыла: 31,7 м².
- Максимальная взлётная масса: при разбеге 120 м — 19 500 кг, при вертикальном взлёте — 15 800 кг.
- Максимальная скорость: у земли — 1250 км/ч, на высоте 11 км — 1800 км/ч.
- Практическая дальность: у земли — 1010 км, на высоте 10–12 км — 1400 км, на высоте 10–12 км с ПТБ — 2100 км.
- Практический потолок: 15 000 м.
- Экипаж: 1 человек.
Ранее www1.ru сообщал о том, что глава «Роскосмоса» заявил, что в ближайшие 10 лет Россия построит и запустит порядка 300 ракет.
Читайте еще материалы:
Сейчас на главной
Технология «Сбера» и «Ростелекома» сократит время реагирования при инцидентах на трассах
Проект реализуется совместно с китайским холдингом Famsun
Регулятор напомнил, что доступ к сервису ограничен из-за распространения запрещённого контента и нарушений законодательства
Индия рассматривает аналогичный угол наклонения для своего проекта
Минцифры РФ предложило расширить список юридически значимых электронных документов
Судно проекта КСП 01 строят в рамках программы «Квоты под киль»
Проект 12700 разработали инженеры КБ «Алмаз»
Минцифры заявило о постепенном отказе от СМС-кодов
Официальный канал президента России Владимира Путина стал первым миллионником на платформе
Регион использует дроны для обработки полей
За третий квартал 2025 года зафиксировано более 44 000 случаев заражения смартфонов «NFC-троянами»
Россия готова обеспечить поставку топлива для энергетики страны-партнёра