Проект Ту-304 уходит корнями почти на 30 лет назад, впервые его запустили в 1991 году. В 2010 году, когда работы над лайнером вступили в активную фазу, его переименовали во «Фрегат Экоджет».
Новый широкофюзеляжный пассажирский самолет предполагалось использовать на маршрутах средней протяжённости. В салоне с тремя проходами помещалось порядка 300 кресел, а под крыльями — два двигателя тягой около 20 тонн каждый.
Мечты-мечты
В то время выбор доступных силовых установок был широким — рассматривались варианты отечественных двигателей типа ПС-90А-20 и ПД-18Р, а также иностранных, например Pratt & Whitney PW1400G, Rolls-Royce Trent-500 и CFM LEAP-1.
Дальность беспосадочного полета ограничивалась 3500 км с максимальной загрузкой, взлётная масса составляла 140 т. «Фрегат» мог занять рыночную нишу устаревшего к тому моменту Ил-86 (3800 км).
Сразу четыре ПД-14 в деле
К 2017 году «Туполев» отказался от идеи двух моторов, специалисты начали разрабатывать конструкцию с четырьмя двигателями. Рассматривался вариант оснащения самолёта четырьмя агрегатами ПД-14 от самолёта МС-21.
Четыре силовые установки могли разгрузить крыло и создать более легкую основную конструкцию. Эти двигатели можно было бы установить под крылом на длинных пилонах, что позволило бы использовать цельный предкрылок и отводить поток воздуха от закрылков, снижая уровень шума и вредных выбросов.
Самая поразительная особенность реактивного самолета — конфигурация с тремя проходами и фюзеляжем необычного овального сечения — эллипса, сплюснутого снизу и сверху вместо привычного ровного круга.
Общие технические данные «Фрегат Экоджет» (в скобках для «Фриджет»):
- Масса снаряженного и пустого самолета – 140,4 и 84,86 т
- Вес горючего в крыльях — 32,3 т
- Силовая установка — пара ПД-18Р или ПС-90А-20
- Крейсерская скорость — 840 (850) км/ч
- Дальность — до 3500 км
- Пассажировместимость – до 352 (в бизнес-классе — 280, среднем — 302) человек
Возможна установка центрального бака: в таком случае самолет будет способен перелететь на расстояние до 8000 км. По сравнению с А300 или Ил-86, новое судно легче на 80 т и короче на 30%.
Конец или нет?
Также планировалось внедрить электронную систему руления, современную авионику, кондиционирования воздуха и противообледенительную систему. Это устраняло необходимость в дополнительной системе отвода воздуха и делало двигатели более эффективными.
При этих нововведениях взлетная масса снижалась на 6–10%, расход топлива — на 8–12%, а прямые эксплуатационные расходы — на 5–10%.
Увы, в 2020 году тогдашний руководитель проекта Александр Климов констатировал: работы над новым самолетом прекращаются, а все разработки замораживаются на неопределенный срок. Правда, официального подтверждения так и не последовало.
Ранее www1.ru сообщал, что Россия вложит 765 млрд рублей в проект «Производство самолётов и вертолётов».
Читайте ещё материалы:
Производитель самолётов-амфибий Бе-200 проведёт полное техперевооружение: раскрыт спонсор
«Сердце» президентского Ил-96-300: авиадвигатель ПС-90А открыл новую эру в самолётостроении
В России заканчивают строительство 7 новых самолётов, 3 вертолётов и 6 авиадвигателей
Сейчас на главной
Новое производство займётся ремонтом двигателей узкофюзеляжных лайнеров Airbus и Boeing
В мессенджере зарегистрировались более 75 млн пользователей
В приоритете — снабжение собственной армии
Заказчики за границей готовы — но Россия в очереди первая
Новое поколение таких систем способно поражать цели на расстоянии до 300 километров
Испытания подтвердили правильность конструкторских решений
Пилот в кабине воздушного судна будет присутствовать в качестве контролёра
Завод полупроводников «Арсенал» пошёл в суд против «Кронштадта»
Точную дату запуска определят после испытаний
Замглавы ведомства рассказал о мерах для снижения количества опасной продукции на российском рынке
Производство стартовало на бывшей площадке Scania и MAN — в 2026 году выпустят 600 машин
Военные технологии перекочуют в гражданскую отрасль РФ