Проект Ту-304 уходит корнями почти на 30 лет назад, впервые его запустили в 1991 году. В 2010 году, когда работы над лайнером вступили в активную фазу, его переименовали во «Фрегат Экоджет».
Новый широкофюзеляжный пассажирский самолет предполагалось использовать на маршрутах средней протяжённости. В салоне с тремя проходами помещалось порядка 300 кресел, а под крыльями — два двигателя тягой около 20 тонн каждый.
Мечты-мечты
В то время выбор доступных силовых установок был широким — рассматривались варианты отечественных двигателей типа ПС-90А-20 и ПД-18Р, а также иностранных, например Pratt & Whitney PW1400G, Rolls-Royce Trent-500 и CFM LEAP-1.
Дальность беспосадочного полета ограничивалась 3500 км с максимальной загрузкой, взлётная масса составляла 140 т. «Фрегат» мог занять рыночную нишу устаревшего к тому моменту Ил-86 (3800 км).
Сразу четыре ПД-14 в деле
К 2017 году «Туполев» отказался от идеи двух моторов, специалисты начали разрабатывать конструкцию с четырьмя двигателями. Рассматривался вариант оснащения самолёта четырьмя агрегатами ПД-14 от самолёта МС-21.
Четыре силовые установки могли разгрузить крыло и создать более легкую основную конструкцию. Эти двигатели можно было бы установить под крылом на длинных пилонах, что позволило бы использовать цельный предкрылок и отводить поток воздуха от закрылков, снижая уровень шума и вредных выбросов.
Самая поразительная особенность реактивного самолета — конфигурация с тремя проходами и фюзеляжем необычного овального сечения — эллипса, сплюснутого снизу и сверху вместо привычного ровного круга.
Общие технические данные «Фрегат Экоджет» (в скобках для «Фриджет»):
- Масса снаряженного и пустого самолета – 140,4 и 84,86 т
- Вес горючего в крыльях — 32,3 т
- Силовая установка — пара ПД-18Р или ПС-90А-20
- Крейсерская скорость — 840 (850) км/ч
- Дальность — до 3500 км
- Пассажировместимость – до 352 (в бизнес-классе — 280, среднем — 302) человек
Возможна установка центрального бака: в таком случае самолет будет способен перелететь на расстояние до 8000 км. По сравнению с А300 или Ил-86, новое судно легче на 80 т и короче на 30%.
Конец или нет?
Также планировалось внедрить электронную систему руления, современную авионику, кондиционирования воздуха и противообледенительную систему. Это устраняло необходимость в дополнительной системе отвода воздуха и делало двигатели более эффективными.
При этих нововведениях взлетная масса снижалась на 6–10%, расход топлива — на 8–12%, а прямые эксплуатационные расходы — на 5–10%.
Увы, в 2020 году тогдашний руководитель проекта Александр Климов констатировал: работы над новым самолетом прекращаются, а все разработки замораживаются на неопределенный срок. Правда, официального подтверждения так и не последовало.
Ранее www1.ru сообщал, что Россия вложит 765 млрд рублей в проект «Производство самолётов и вертолётов».
Читайте ещё материалы:
Производитель самолётов-амфибий Бе-200 проведёт полное техперевооружение: раскрыт спонсор
«Сердце» президентского Ил-96-300: авиадвигатель ПС-90А открыл новую эру в самолётостроении
В России заканчивают строительство 7 новых самолётов, 3 вертолётов и 6 авиадвигателей
Сейчас на главной
Проект реализуется совместно с китайским холдингом Famsun
Регулятор напомнил, что доступ к сервису ограничен из-за распространения запрещённого контента и нарушений законодательства
Индия рассматривает аналогичный угол наклонения для своего проекта
Минцифры РФ предложило расширить список юридически значимых электронных документов
Судно проекта КСП 01 строят в рамках программы «Квоты под киль»
Проект 12700 разработали инженеры КБ «Алмаз»
Минцифры заявило о постепенном отказе от СМС-кодов
Официальный канал президента России Владимира Путина стал первым миллионником на платформе
Регион использует дроны для обработки полей
За третий квартал 2025 года зафиксировано более 44 000 случаев заражения смартфонов «NFC-троянами»
Россия готова обеспечить поставку топлива для энергетики страны-партнёра
Научно-производственный комплекс начнёт работу в 2026 году