Есть ли будущее у широкофюзеляжного Ту-304 «Фрегат Экоджет»? Характеристики и перспективы проекта

Самолёт обещали ввести в строй ещё в 2020 году

Проект Ту-304 уходит корнями почти на 30 лет назад, впервые его запустили в 1991 году. В 2010 году, когда работы над лайнером вступили в активную фазу, его переименовали во «Фрегат Экоджет».

Новый широкофюзеляжный пассажирский самолет предполагалось использовать на маршрутах средней протяжённости. В салоне с тремя проходами помещалось порядка 300 кресел, а под крыльями — два двигателя тягой около 20 тонн каждый.

Мечты-мечты

В то время выбор доступных силовых установок был широким — рассматривались варианты отечественных двигателей типа ПС-90А-20 и ПД-18Р, а также иностранных, например Pratt & Whitney PW1400G, Rolls-Royce Trent-500 и CFM LEAP-1.

Дальность беспосадочного полета ограничивалась 3500 км с максимальной загрузкой, взлётная масса составляла 140 т. «Фрегат» мог занять рыночную нишу устаревшего к тому моменту Ил-86 (3800 км).

Сразу четыре ПД-14 в деле

К 2017 году «Туполев» отказался от идеи двух моторов, специалисты начали разрабатывать конструкцию с четырьмя двигателями. Рассматривался вариант оснащения самолёта четырьмя агрегатами ПД-14 от самолёта МС-21.

Четыре силовые установки могли разгрузить крыло и создать более легкую основную конструкцию. Эти двигатели можно было бы установить под крылом на длинных пилонах, что позволило бы использовать цельный предкрылок и отводить поток воздуха от закрылков, снижая уровень шума и вредных выбросов.

Самая поразительная особенность реактивного самолета — конфигурация с тремя проходами и фюзеляжем необычного овального сечения — эллипса, сплюснутого снизу и сверху вместо привычного ровного круга.

Общие технические данные «Фрегат Экоджет» (в скобках для «Фриджет»):

  • Масса снаряженного и пустого самолета – 140,4 и 84,86 т
  • Вес горючего в крыльях — 32,3 т
  • Силовая установка — пара ПД-18Р или ПС-90А-20
  • Крейсерская скорость — 840 (850) км/ч
  • Дальность — до 3500 км
  • Пассажировместимость – до 352 (в бизнес-классе — 280, среднем — 302) человек

Возможна установка центрального бака: в таком случае самолет будет способен перелететь на расстояние до 8000 км. По сравнению с А300 или Ил-86, новое судно легче на 80 т и короче на 30%.

Конец или нет?

Также планировалось внедрить электронную систему руления, современную авионику, кондиционирования воздуха и противообледенительную систему. Это устраняло необходимость в дополнительной системе отвода воздуха и делало двигатели более эффективными.

При этих нововведениях взлетная масса снижалась на 6–10%, расход топлива — на 8–12%, а прямые эксплуатационные расходы — на 5–10%.

Увы, в 2020 году тогдашний руководитель проекта Александр Климов констатировал: работы над новым самолетом прекращаются, а все разработки замораживаются на неопределенный срок. Правда, официального подтверждения так и не последовало.

Ранее www1.ru сообщал, что Россия вложит 765 млрд рублей в проект «Производство самолётов и вертолётов».

Читайте ещё материалы:

Производитель самолётов-амфибий Бе-200 проведёт полное техперевооружение: раскрыт спонсор

«Сердце» президентского Ил-96-300: авиадвигатель ПС-90А открыл новую эру в самолётостроении

В России заканчивают строительство 7 новых самолётов, 3 вертолётов и 6 авиадвигателей

Источники
Dzen

Сейчас на главной