Россия стала единственной страной в мире, которая самостоятельно производит все комплектующие для своих самолётов, отмечал на недавнем экономическом форуме во Владивостоке первый вице-премьер РФ Денис Мантуров.
Как здесь не вспомнить опыт СССР, где конструкторы исключительно самостоятельно создавали гражданские самолеты и ставили на конвейер в сроки, которые сегодня невозможно представить даже в самых смелых фантазиях.
Обещаем обещать
Обещания Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и Минпромторга запустить в небо среднемагистральный лайнер МС-21, который планировали поставить на конвейер ещё в 2016 году, заставляют авиаперевозчиков менять планы на поставки самолётов.
Например, недавно «Аэрофлот» урезал программу по импортозамещению своего парка на 70%. Теперь до 2030 года компания рассчитывает получить 108 бортов МС-21, сообщил на днях гендиректор Сергей Александровский. На покупку других отечественных самолетов авиакомпания, суля по всему, пока не надеется.
Что имеем на сегодня
С начала 2022-го по август 2025-го авиакомпаниям поставили 13 новых отечественных самолетов: один Ту-214 и 12 «Суперджетов». Производство SJ-100, МС-21 и Ил-114 теперь обещают начать в 2026-м, то есть на два года позже запланированного срока.
В МС-21 пришлось обновлять и импортозамещать около половины комплектующих, в «Суперджете» — 90%.
Что касается Ил-114, то объяснить причины печальной судьбы турбовинтового самолёта, разработанного почти 40 лет назад, вряд ли кто возьмется. Как Ан-24, онприспособлен для эксплуатации в сложных условиях, включая арктические морозы и грунтовые взлетно-посадочные полосы.
Процесс, а не результат
Ответ же, как считают аналитики в отрасли, находится на поверхности. Разработчиков сейчас больше интересует сам процесс, а не получение конечного результата. Отсюда и плановая убыточность гражданского авиастроения, тогда как во всем остальном мире эта отрасль приносит очень приличные бюджетные поступления и прибыль.
Читайте ещё материалы:
Для казанского Ту-214 разработали кабину пилотов с новым дизайном
ОДК гарантирует послепродажное обслуживание двигателей ВК-650В
Ростех объяснил необычный серебристый окрас импортозамещённого SJ-100