Поиск по публикациям и новостям

ИЛ-76ТД отмечает годовщину первого полёта: 43 года назад самолет впервые взмыл в воздух
Советский транспортный дальний покорил Антарктиду, отслужил в пандемию и остается незаменимой «рабочей лошадкой» авиации XXI века

5 мая 1982 года в небо впервые поднялся Ил-76ТД — дальнемагистральная транспортная модификация знаменитого Ил-76, ставшая одной из самых надёжных и универсальных машин отечественной авиации. Сегодня, 43 года спустя, Ил-76ТД по-прежнему в строю. Самолет востребован в гражданской и военной авиации. Его задействуют в гуманитарных миссиях, полярных экспедициях и, несмотря на возраст, он до сих пор не утратил актуальности.

ИЛ-76ТД
ИЛ-76ТД

Военно-транспортная авиация: невидимый фронт

Военно-транспортная авиация (ВТА) не всегда на виду, но без неё невозможна мобильная армия. Ил-76ТД, как и его предшественники, обеспечивает доставку войск, техники и грузов в горячие точки, эвакуирует пострадавших, участвует в миротворческих и гуманитарных миссиях.

Особенно заметной стала его роль в первые месяцы пандемии COVID-19 — Ил-76ТД перевозил больных, доставлял медикаменты в страны Европы и Азии, где ситуация была критической. Возможность быстро перелетать тысячи километров с тяжёлым грузом оказалась на вес золота.

Что отличает Ил-76ТД от других модификаций

Изначально Ил-76 был создан как тяжёлый военно-транспортный самолёт, но вскоре стало ясно, что он прекрасно подходит и для гражданских нужд. Особенно в регионах со сложной местностью таких как Сибирь, Якутия, Чукотка, Крайний Север. Так появился Ил-76Т, а затем, в 1982 году, — Ил-76ТД (транспортный дальний), модернизированная версия с улучшенными характеристиками.

Главные особенности Ил-76ТД:

  • Увеличенная грузоподъёмность — до 50 тонн;
  • Дальность полёта с полной нагрузкой — до 3400 км; у Ил-76ТД-90ВД — до 4000 км
  • Усиленная конструкция — крыло, шасси и пол фюзеляжа адаптированы под экстремальные нагрузки;
  • Возможность взлёта и посадки с грунтовых, снежных и необорудованных аэродромов;
  • Автономная загрузка — обладает возможностью загрузки без использования техники аэропортов.

Такой универсальности в сочетании с грузоподъёмностью и дальностью нет почти ни у одного другого транспортника в своём классе.

Загрузка ИЛ-76ТД
Загрузка ИЛ-76ТД

В небе над Антарктидой, Арктикой и пустыней

Одна из самых впечатляющих страниц в истории Ил-76ТД — его участие в полярных миссиях.

В 1986 году переоборудованный самолет, оснащённый пассажирским салоном на 94 кресла, буфетом и санитарным оборудованием, выполнил сложный рейс в Антарктиду: Москва – Ларнака – Джибути – Мапуту – Новолазаревская – Молодёжная. Было доставлено 170 участников экспедиции и 15 тонн грузов на ледовые аэродромы.

В 1988 году другой Ил-76ТД обеспечивал снабжение дрейфующих арктических станций СП-28 и СП-29. За 7 полётов в тяжёлых метеоусловиях он сбросил около 175 тонн на парашютных платформах.

Не знающий границ: международная карьера Ил-76ТД

Ил-76ТД доказал свою универсальность не только в СССР и России. Он поставлялся более чем в 20 стран — от Алжира до Индии, от Китая до Кубы.

Поставки осуществлялись в:

  • Ирак, Сирию, Ливию — в рамках военно-технического сотрудничества;
  • Алжир, Индия, Иран — как стратегические воздушные платформы;
  • КНР и Северную Корею — для логистики и экстренной доставки грузов;
  • Страны Африки — для гуманитарных миссий, перевозки техники и персонала.

По данным справочника World Air Forces 2021, в эксплуатации находилось более 200 единиц Ил-76, включая ТД и другие модификации (на 2021 год). Это делает его одним из самых массовых тяжёлых транспортников в мире, уступающим по численности лишь американским самолетам C-130 и C-17.

ИЛ-76ТД
ИЛ-76ТД

Мнения экспертов

Почему Ил-76 востребован столько лет? Основное — это очень удачный самолет. Своей конструкцией он надежен, прост в эксплуатации, может взлетать везде — с грунтовых, заснеженных, снежно-ледовых полос. Я летал и в Антарктиде, и на Северном полюсе. Удачная конструкция, все в этом самолете продумано как в плане пилотирования, так и в плане погрузочно-разгрузочных работ.
Сергей Сухарь, Шеф-пилот компании «ИЛ»

Факт выпуска большого количества Ил-76 для разных операторов говорит сам за себя — эта машина заслужила признание благодаря своей безотказности, удобству эксплуатации и широким возможностям применения.

За всю историю программы Ил-76 было произведено и поставлено заказчикам около 1 тыс. самолетов этого типа. Это лучшее доказательство его надежности, удобства использования, многофункциональности.
Сергей Ярковой, заместитель генерального директора «ОАК»

Сегодня Ил-76ТД продолжают модернизировать — появляются версии с цифровыми кабинами, новыми системами управления и более экономичными двигателями. Всё это говорит о том, что история этого самолета ещё далека от завершения.

ИЛ-76ТД
ИЛ-76ТД

Читать ещё материалы по теме:

Россия создаёт новый коммерческий транспортный самолет ИЛ-76ТД-90А

Военнотранспортный самолет ИЛ-76МД ВВС Белоруссии вылетел в Мьянму

Появились кадры уникального выливного прибора ИЛ-76МД на скорости 400 км/ч

0 комментариев
Комментировать
Комментировать
История редактирования комментария

Сейчас на главной