В России техосмотр теперь необязателен и проводится на добровольной основе. Госдума утвердила эти изменения в декабре 2021 года, и они вступили в силу сразу после подписания президентом Владимиром Путиным 30 декабря. Разбираемся в нюансах, которые должен знать каждый водитель.

Что такое техосмотр и почему его отменили
Техосмотр — это проверка автомобиля или мотоцикла на безопасность. Специалисты смотрят, всё ли в порядке с машиной, и записывают проблемы в диагностическую карту. У автомобилиста есть 10 дней, чтобы исправить эти проблемы. После ремонта нужно снова приехать на техосмотр, и если всё сделано, водителю выдадут карту, подтверждающую, что машина в хорошем состоянии.
До конца 2021 года техосмотр был единственным официальным подтверждением исправности автомобиля. Но большинство водителей предпочитали покупать «серые» диагностические карты без реального посещения пункта техосмотра. Карту можно было заказать в любом регионе, а на официальные пункты приезжали только самые добросовестные автомобилисты, ведь за каждый пройденный техосмотр приходилось платить по региональному тарифу.
К сожалению, отследить покупку «серых» карт было невозможно. В начале 2021 года власти решили ужесточить процедуру. Планировалось ввести обязательную фотофиксацию до и после техосмотра на лицензированном пункте, а все данные должны были передаваться через систему ЕАИС ТО.
В ГАИ и Российском союзе автостраховщиков предупредили, что «серые» карты техосмотра и те, что выданы без осмотра, будут аннулированы. Станции техосмотра обязали обновить оборудование и получить лицензию по новым правилам. Операторы начали говорить о повышении цен из-за дополнительных затрат. ФАС также занялась разработкой новых тарифов.
Но в июле 2021 года МВД предложило отменить обязательный техосмотр для легковых автомобилей и мотоциклов. Глава ГАИ Михаил Черников отметил, что в некоторых регионах не хватает пунктов техосмотра. При этом он подчеркнул, что водители всё равно обязаны следить за исправностью своих машин. Согласно ПДД, перед выездом водитель должен проверить техническое состояние автомобиля.

Кому нужно пройти техосмотр в 2025 году
В конце 2021 года правила техосмотра изменились. Теперь его нужно проходить только в нескольких случаях:
- При постановке на учет автомобиля старше четырех лет.
- При смене владельца автомобиля старше четырех лет.
- При изменении конструкции или замене ключевых деталей машины.
- Для такси, автобусов и грузовиков.
- При въезде в другие страны на личном автомобиле.
- Если на машине видны явные технические неисправности, угрожающие безопасности на дороге.
Для всех остальных водителей техосмотр стал добровольным. Теперь можно приехать на станцию по желанию, но это не обязательно.
Кому не нужно приезжать на техосмотр в 2025 году
Для легковых автомобилей и мотоциклов, принадлежащих физическим лицам, не требуется обязательное прохождение технического осмотра. Однако эти транспортные средства должны использоваться исключительно в личных целях. Владельцы не имеют права предоставлять услуги по перевозке пассажиров и багажа в легковом такси, а также использовать эти транспортные средства в служебных целях.

Цены на техосмотр в 2025 году
С 1 января 2025 года в России выросли цены на техосмотр. Минимальная стоимость услуги будет расти в зависимости от уровня инфляции. Чем дальше регион от Москвы, тем выше будут тарифы.
В Санкт-Петербурге ТО обойдется в 1856 рублей, в Норильске — в 1878 рублей, а в Ненецком автономном округе — в 1620 рублей. Самые низкие тарифы в Ивановской и Кемеровской областях — около 1000 рублей.
В Московской области стоимость техосмотра составит: 1130 рублей для легковых автомобилей, 386 рублей для мотоциклов и 2537 рублей для грузовиков.
Штрафы за непройденный техосмотр
С 1 марта 2022 года для водителей-частников, управляющих транспортными средствами, для которых техосмотр остался обязательным, ввели штраф в 2000 рублей за его отсутствие. Планировалось, что камеры на дорогах будут фиксировать такие нарушения у транспортных средств, для которых техосмотр остался обязательным, ежедневно. Но на практике этого не произошло: дорожные камеры не могут отслеживать отсутствие техосмотра, а инспекторы ГИБДД не проверяют диагностические карты у обычных водителей.
С 22 августа 2021 года у водителей появилась возможность оформлять полисы ОСАГО без диагностической карты.
Ранее ФАС подготовила проект изменений в ведомственном приказе, регламентирующем методику расчета платы за проведение технического осмотра автомобилей. Новые поправки в Налоговый кодекс приведут к включению НДС в стоимость техосмотра.
Читайте еще по теме:
Техосмотр подорожает в России с 1 января: водить машину станет еще дороже
Правила выплат по ОСАГО хотят изменить
К массовому появлению беспилотных автомобилей на дорогах России готовятся в Минтрансе