Расширение добычи нефти и газа в Арктической зоне усиливает интерес иностранных компаний к Северному морскому пути (СМП). Российские власти сообщают о растущем внимании Китая, Индии и Объединённых Арабских Эмиратов к использованию СМП как международного транспортного коридора и вложениям в арктические проекты.
По данным Минвостокразвития, совокупный грузооборот по СМП на ноябрь 2025 года составил 33,5 млн тонн. Зарубежные инвесторы рассматривают возможность вложений в развитие производственных и портовых объектов в Арктике. Уже действуют российско-китайская и российско-индийская комиссии по совместному использованию СМП, стороны регулярно обмениваются бизнес-миссиями.
Особое внимание привлекает совместное российско-эмиратское предприятие «Росатом» и DP World. Компания готовится инвестировать в строительство инфраструктуры для евроазиатского транзита. Разрабатываются параметры опорных транспортно-логистических узлов, флота контейнеровозов и потенциальный объем грузовой базы. Цель — создать контейнерную линию и порты-хабы для транзита грузов по арктическому маршруту.
Северный морской путь сокращает путь между Европой и Азией почти на 40% по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал, экономя 15–20 дней в пути и снижая расходы на топливо. Кроме того, СМП синхронизирован с китайским Арктическим шёлковым путем, что делает его важным элементом глобальных логистических коридоров. В перспективе планируется строительство комплекса по перевалке грузов в Мурманской области с пропускной способностью 25 млн тонн в год.