МИФИ стал победителем конкурса по созданию беспилотных систем, способных длительно удерживаться над заданной областью. Проект предполагает разработку принципиально новой высотной платформы, которая объединяет свойства самолёта и дирижабля, а также сможет стать основой телеком-инфраструктуры следующего поколения.
Инжиниринговый центр МИФИ создаёт технологический задел для тяжёлой стратосферной платформы с автономностью до 1000 часов и интеграцией в распределённые сети NTN.
Концепт использует преимущества аппаратов легче воздуха — нулевую плавучесть в стратосфере, что позволяет не расходовать энергию на поддержание полёта. При этом форма и аэродинамика приближены к самолётной схеме, обеспечивая устойчивость к ветрам и низкие энергозатраты на манёвры.
Платформа станет элементом будущих распределённых сетей 6G и сможет работать как высотная базовая станция с покрытием от 150 до 450 кв. км. На борту разместят MIMO-систему с адаптивной фазированной решёткой, несколько каналов передачи данных и полный стек 5G L1–L3. Для точного позиционирования используют микронавигацию на базе GNSS и инерциальных сенсоров с гибридным квантовым магнетометром чувствительностью 10 нТл/√Гц.
МИФИ планирует линейку трёх платформ. Лёгкая — самолётного типа, автономностью до пяти суток, готова к апробации в 2026 году. Средняя — «летающее крыло» с дизельной установкой, способна работать до двух недель. Тяжёлая — стратосферная, с криогенной силовой установкой и нулевой плавучестью, станет базой для пилотных запусков в Якутии и проектов связи для беспилотных грузовиков.