Поставят на счётчик: плату за проезд грузовиков по системе «Платон» могут расширить на регионы России

С 2015 года с крупнотоннажного транспорта собрали почти 350 миллиардов рублей

В Минтрансе РФ готовят обоснование для взимания платы за проезд грузовиков по региональным трассам с помощью системы «Платон». При этом в ведомстве заявили, что окончательное решение ещё не принято.

Грузовик с системой «Платон» движется по федеральной трассе

ФКУ «Дороги России» (подчиняется Минтрансу РФ) объявило тендер на разработку финансово-экономической модели (оценка проекта, в том числе его результатов и рисков) «создания и эксплуатации систем взимания платы» за проезд большегрузов по региональным и межмуниципальным трассам. Заявки на конкурс принимают до 12 ноября.

Президент Владимир Путин ранее поручил правительству и Центробанку рассмотреть возможность предоставления регионам права взимать плату за проезд крупнотоннажных грузовиков. Большинство субъектов РФ поддерживают расширение функций «Платона», подчеркнули в Минтрансе РФ.

Что говорят в экспертном сообществе

Глава ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин заявил, что сначала «стоило бы навести порядок» в работе самой системы.

  У нас до сих пор продолжают перевозчикам приходить ошибочные штрафы.
Владимир Матягин, глава ассоциации «Грузавтотранс»

По словам Матягина, водители грузовиков жалуются из-за нестабильного сигнала на бортовых системах «Платона» (бортовой компьютер устанавливается на самом транспортном средстве).

Сбои в системе были зафиксированы в феврале 2025 года. Тогда ошибочные штрафы получали перевозчики, работавшие на юге России.

Оказалось, что проблемы с «Платоном» появились из-за действия комплексов радиоэлектронной борьбы, которые мешали бортовым системам определять координаты грузовиков.

С 1 сентября 2025 года правила выставления счетов скорректировали. В Минтрансе РФ пояснили, что теперь при сбоях применяется «автоматическая алгоритмическая достройка маршрута», исключающая ошибки.

О системе «Платон»

Российская государственная система «Платон» появилась в 2015 году. Она помогает взимать плату с грузовиков разрешенной массой свыше 12 тонн за проезд по федеральным дорогам. Деньги идут в Дорожный фонд РФ для последующего ремонта и строительства новых дорог.

Текущий тариф составляет 3,34 руб. за 1 км. За последние 10 лет с перевозчиков собрали порядка 350 млрд руб.

Читайте ещё материалы по теме: