Росавиация определила график сертификации ключевых отечественных проектов в сфере гражданской авиации. По данным ведомства, лёгкий многоцелевой самолёт ЛМС-901 «Байкал» планируется сертифицировать к декабрю 2026 года, региональный ТВРС-44 «Ладога» — к 2029 году, а совместный российско-белорусский ЛМС-192 «Освей» — в период с 2027 по 2029 годы.
ЛМС-901 «Байкал»
Разработка Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) призвана заменить легендарный Ан-2 «Кукурузник». Самолёт рассчитан на 9 пассажиров, обладает крейсерской скоростью до 300 км/ч и дальностью полёта до 3000 км с полезной нагрузкой до 2 тонн.
В рамках программы первичной эксплуатации в Красноярском крае уже заключён контракт на 50 самолётов с альянсом «Аэрохимфлот». На раннем этапе «Байкалы» будут задействованы в лесоавиационных и аграрных работах, что позволит отработать конструкцию и эксплуатационные особенности без пассажирских рисков.
ТВРС-44 «Ладога»
Региональный турбовинтовой самолёт вместимостью до 44 пассажиров призван заменить стареющие Ан-24, Ан-26 и Як-40. Первый лётный экземпляр уже проходит финальную сборку на УЗГА. Испытания начнутся в четвёртом квартале 2026 года, а сертификация ожидается в 2029 году.
Проект реализуется при поддержке Минпромторга РФ. «Ладога» станет ключевым элементом программы возрождения региональной авиации, обеспечивая связь между малыми городами и крупными авиаузлами.
ЛМС-192 «Освей»
Этот 19-местный самолёт создаётся в кооперации между Россией и Белоруссией — УЗГА и 558 Авиационным ремонтным заводом. Он получит два турбовинтовых двигателя ВК-800СМ и бортовой комплекс от концерна КРЭТ.
«Освей» будет отличаться трансформируемым салоном (для пассажиров, грузов или спасательных операций) и тремя типами шасси — колёсным, лыжным или поплавковым, что сделает его универсальным для разных регионов России. Сертификацию ожидают в 2027–2029 годах.
Кроме того, ведутся работы по другим отечественным проектам: самолётам «Танго», «Борей», СП-30, Як-118, а также модернизированным вертолётам Ми-34 и «Ансат-М».
Все эти проекты курируются в рамках федерального спецпроекта «Гражданская авиация», цель которого — ускорить сертификацию и серийное производство отечественной техники, полностью замещающей иностранные аналоги.
Россия планирует к концу десятилетия иметь полноценную линейку самолётов отечественной разработки — от лёгких «Байкалов» до региональных «Ладог» и «Освеев», что позволит обеспечить внутренние авиаперевозки без зависимости от импортных машин.