Высокоточный метод расчёта траектории метеороидов разработан российскими учёными совместно с международными исследователями

Методика позволяет определять скорость и атмосферную траекторию метеороида даже при минимальном количестве данных

Группа исследователей, включая специалистов из Уральского федерального университета (УрФУ) и Университета Хельсинки, представила новый метод расчета траектории и параметров метеороидов. Разработанный алгоритм позволяет с высокой точностью определять, упадет ли космическое тело на поверхность планеты, даже при минимальных исходных данных.

В основе подхода лежит комбинация физической модели входа в атмосферу (альфа-бета модель) и метаэвристической оптимизации. Раньше для подобных расчетов требовались подробные данные о всей траектории полета болида. Теперь же достаточно всего двух точек наблюдения — момента входа в атмосферу и точки исчезновения.

Метод позволяет вычислять:

  • коэффициент абляции (потерю массы при прохождении атмосферы),
  • баллистический коэффициент (соотношение массы и аэродинамического сопротивления),
  • глубину проникновения и конечную массу метеороида.

Ученые проанализировали 824 случая наблюдения болидов, зафиксированных Европейской сетью наблюдений (EN). Оказалось, что метод особенно эффективен для метеороидов астероидного происхождения. Для хрупких и сверхскоростных тел (например, кометного льда) точность ниже из-за их быстрого разрушения.

Стоит отметить, что при отказе от традиционной классификации P(E) точность расчетов возросла с 44% до 90%, что ставит под сомнение универсальность этого P(E) подхода.

Даже при минимуме данных — только начальная и конечная точки — мы можем восстановить важнейшие характеристики болидов: скорость, массу, глубину торможения и конечную массу. Иными словами, теперь можно достаточно точно прогнозировать, достигнет ли метеороид поверхности Земли и с какой массой.
Мария Грицевич, адъюнкт-профессор Университета Хельсинки, старший научный сотрудник лаборатории Extra terra consortium УрФУ

Алгоритм уже доступен научному сообществу. Его дальнейшее развитие позволит улучшить моделирование сложных сценариев разрушения метеороидов. Главное преимущество — возможность переанализа тысяч исторических наблюдений, ранее считавшихся недостаточными для точных выводов.

Альфа-бета модель — упрощённый способ расчёта движения космического объекта (например, метеорита или спускаемого космичесокго аппарата) при входе в атмосферу планеты. Когда объект летит в атмосфере, на него действуют две ключевые силы:

  • Сила тяжести (тянет вниз, к планете).
  • Аэродинамическое сопротивление (тормозит и нагревает объект из-за трения о воздух).

Модель альфа-бета заменяет сложные уравнения движения на два простых параметра:

  • α (альфа) — отвечает за торможение (как быстро аппарат теряет скорость из-за сопротивления воздуха).
  • β (бета) — отвечает за нагрев (как сильно объект нагревается при торможении).

Вместо того чтобы решать сложные дифференциальные уравнения, инженеры могут использовать α и β модель для быстрой оценки высоты, где начнётся сильное торможение, нагрева объекта и рассчитать примерную точку приземления.

Читайте ещё материалы по теме:

Курс на Венеру: МАИ создаёт технологии для миссий на отдалённую планету

Плазменный инжектор, разработанный российскими учёными из МАИ, уже доставлен на МКС

Помехоустойчивая цифровая радиостанция на основе протокола MANNET создана учёными ПНИПУ

Сейчас на главной