Мировая отрасль авиации делает резкий поворот в сторону электрических летательных аппаратов вертикального взлёта и посадки (eVTOL). Эти машины обещают революцию в логистике, городской мобильности и спасательных операциях. Пока международные проекты — такие как американский Joby S4 — проходят завершающие стадии сертификации, в России схожие разработки, например беспилотный конвертоплан VRT30, фактически заморожены.
Американская компания Joby Aviation 22 апреля провела первый пилотируемый полёт электрического конвертоплана Joby S4 с переходом от вертикального взлёта к горизонтальному полёту — ключевой этап на пути сертификации по правилам FAA. Аппарат с шестью поворотными винтами (tiltrotor) развивает до 322 км/ч и рассчитан на перевозку четырёх пассажиров на дальность до 240 км. Joby S4 — представитель класса eVTOL (Electric Vertical Takeoff and Landing), развивающегося как в гражданском, так и в военном применении.
Сходная по концепции российская разработка VRT30, анонсированная в 2015 году холдингом «Вертолёты России», представляет собой четырёхвинтовой беспилотный грузовой конвертоплан вертикального взлёта. Проект ориентирован на доставку грузов и оборудования в труднодоступные регионы, в том числе в Арктике. Макет аппарата был представлен на МАКС-2017, но с тех пор о продолжении НИОКР официально не сообщалось.
Обе платформы основаны на схожих принципах: многовинтовая архитектура, вертикальный взлёт, крейсерский горизонтальный полёт, высокая манёвренность, электрификация или гибридная тяга. Главное отличие — пилотируемость (Joby) и беспилотность (VRT30).
На фоне международного продвижения eVTOL и роста интереса к аэромобильности, отсутствие движения по VRT30 выглядит как упущение технологического и инфраструктурного шанса. В условиях санкций и логистических вызовов России подобные аппараты могут играть ключевую роль в обеспечении автономных перевозок и военных задач.