Поиск по публикациям и новостям

Российский атомный подводный ракетоносец «Тула» впервые показал изнутри реакторные отсеки
Несмотря на родство с реакторами АЭС, реакторы атомохода от них значительно отличаются — и дело тут не только в размерах

Атомный подводный ракетоносец «Тула» проекта 667БДРМ впервые показал реакторные отсеки в сюжете «Военной приёмки». 

Также в эфире телеканала «Звезда» впервые было озвучено, чем, кроме размеров, отличаются друг от друга реакторы АЭС и реакторы подлодок.

Основное различие в том, что, как правило, реактор на атомных электростанциях запускается и контроль за ним осуществляется постоянно. Никаких больше с ним [действий] не производится. А на подводной лодке перед каждым выходом в море производится ввод установки в действие. При погружении на 50 метров реактор работает на 30% мощности, это пониженные параметры. Как правило, очень редко до сотни [ста процентов использования мощности — прим.ред.] доходит, нам это не так необходимо. То есть, если провести сравнение нас с многоцелевиками, то мы — как фура, которая должна доставить нужный груз в нужное место. Мы должны оказаться в нужное время в нужном месте, выполнить поставленную задачу, и тихо, спокойно, с чувством выполненного долга уйти.
Сергей Мазур, командир дивизиона движения атомного подводного крейсера стратегического назначения «Тула»

Ракетоносец проекта 667БДРМ снабжён двумя «сердцами» — реакторами, у каждого из них есть свой отдельный отсек. Каждый реактор скрыт под крышкой толщиной около метра и стальной защитой от ионизирующего излучения. В реакторном отсеке поддерживается +30 градусов по Цельсию, чтобы баллоны с газом, необходимые для компенсации объёма разогретого теплоносителя первого контура реактора, всегда имели постоянное давление.

Само помещение содержится при этом в чистоте, близкой к хирургической операционной: поверхности обрабатываются спиртом и полиролью, а воздух озонируется. Это необходимо для того, чтобы из реакторного отсека не попали в иные помещения фрагменты пыли, которая может быть радиоактивной. Долго находиться в отсеках личному составу атомохода нельзя, они считаются необитаемыми помещениями.

Каждый реактор на подлодке этого проекта имеет срок службы максимум десяти лет, за это время он расходует условное «ведро урана». Сроки службы, возможно, были бы и больше,если бы не специфика работы реактора, имеющая много циклов включения и выключения.

Проект 667БДРМ

Проект 667БДРМ «Дельфин» — атомный подводный ракетный крейсер стратегического назначения, разработанный ЦКБМТ «Рубин». Подводные лодки проекта, включая «Тулу», входят в Северный флот. Каждая из них несёт по 16 межконтинентальных баллистических ракет «Синева» и «Лайнер» с разделяющимися головными частями индивидуального наведения. 

Характеристики атомоходов проекта 667БДРМ «Дельфин»:

  • длина наибольшая — 167,0 м;
  • ширина наибольшая — 11,7 м;
  • осадка средняя — 8,8 м;
  • водоизмещение — 18200 м³;
  • рабочая глубина погружения — 400 м;
  • предельная глубина погружения — 650 м;
  • полная скорость подводного хода — 23 уз;
  • полная скорость надводного хода — 13 уз;
  • экипаж — 140 чел;
  • автономность — 90 суток.

Читать материалы по теме:

Носитель межконтинентальных ракет «Лайнер» и «Синева»: подлодка «Брянск» завершила стапельный ремонт 

Хозяин морей: атомный подводный ракетоносец «Карелия» завершит ремонт в 2025 году

Сейчас на главной

2 часа назад
Импортозамещение полным ходом: в самолете SJ-100 не осталось иностранных деталей

Авиастроители заменили 38 систем и компонентов

23 апр. 2025 г., 19:32:30
Совершат революцию в области космических технологий: инновационные космические двигатели-электроспреи разрабатывают в НИЯУ МИФИ

Двигатели предназначены для наноспутников и будут работать на ионной жидкости

23 апр. 2025 г., 18:46:51
Tracer от VK теперь интегрирован в операционную систему «Аврора»: система сможет автоматически обнаружить ошибки в приложениях и на веб-сайтах

Российский сервис аналитики сбоев получил мощную ИИ-поддержку для отечественных разработчиков

23 апр. 2025 г., 18:43:22
Имортозаместят китайские и корейские станки: в Петербурге запустили крупнейший завод для станкостроительной отрасли

На новом заводе ежегодно планируют выпускать 6 млн твердосплавных сменных пластин

23 апр. 2025 г., 18:32:19
Не без участия Китая: выпуск коробок передач планируют локализовать в Тульской области

На предприятии также будут выпускать двигатели, приборные панели и детали экстерьера автомобилей

23 апр. 2025 г., 17:55:18
Что не так с Lada Aura?: АвтоВАЗ продал всего 118 машин в 2025 году

Отечественный бизнес-седан в среднем продают по 10 единиц в месяц

23 апр. 2025 г., 17:51:57
Нейроимпланты для коров: российский стартап Neiry стремится увеличить надой

Эксперты в сомнениях: они предупреждают о высоких затратах и сложностях в реализации инновационных технологий в сельском хозяйстве

23 апр. 2025 г., 17:43:19
Дебют «Алисы» на международной выставке в Шанхае: голосовой помощник заявит о своих возможностях автомобилистам из Китая

Систему «Яндекс Авто» интегрируют в момент производства машины

23 апр. 2025 г., 17:30:28
АвтоВАЗ полностью рассекретил эксклюзивную Lada Iskra

Автомобиль отправился в музей предприятия

23 апр. 2025 г., 17:06:20
Новый общий полис ОСАГО для России и Белоруссии стал доступным к оформлению

Водители могут застраховать автомобиль с помощью электронных платформ

23 апр. 2025 г., 17:03:35
Солнечный свет как источник метана и угарного газа: российские учёные предложили новаторское решение

Использование солнечного света для получения метана и угарного газа уменьшает выбросы CO2, помогая в борьбе с изменением климата

23 апр. 2025 г., 17:01:56
Заселение без паспорта: биометрическую систему до начала летнего сезона внедрят в гостиницах Москвы

Каждый посетитель сможет выбрать: заселиться с паспортом или воспользоваться бесконтактным способом