Защита от мошенников: банки запускают сервисы «второй руки»

Новые услуги помогут близким контролировать финансовые операции родственников

Финансовые учреждения запускают сервисы «второй руки», чтобы защитить клиентов от мошенничества. Эти услуги позволяют назначить доверенное лицо, например, родственника, которое сможет отклонять подозрительные операции. Рассказываем о происходящем подробнее.

В декабре Т-Банк запустил сервис, который позволяет назначить доверенное лицо, способное проверять и отклонять определённые операции при наличии подозрений на мошенничество. Сервис охватывает переводы на незнакомые реквизиты, заявки на кредиты и досрочное закрытие вкладов.

На дополнительную проверку будут отправляться только те операции, которые соответствуют определенным рисковым условиям — около 2% от всех действий клиента. Доверенное лицо получит СМС или пуш-уведомление и будет иметь 24 часа для подтверждения транзакции, иначе она будет отклонена.

Эта услуга особенно важна для пожилых людей, которые более уязвимы к методам социальной инженерии мошенников. Она также поможет защитить подростков от обмана, связанного с псевдоработой, и предотвратить случаи, когда они становятся «дропами» — оформляют карты для дальнейшей перепродажи злоумышленникам.

По оценкам Т-Банка, сервис позволит ежегодно предотвращать потери более 1,5 миллиарда рублей.

У «Сбера» также есть аналогичная услуга, но без права отклонения операций родственником. Она позволяет делиться информацией о расходах и доходах по карте с близким человеком. При подключении сервиса выбранный человек будет получать уведомления об операциях по карте, что поможет вовремя реагировать на подозрительные списания. Однако в отличие от Т-Банка, в «Сбере» эта опция платная — по информации с сайта банка, она стоит 99 рублей за каждого человека, которому будут приходить уведомления.

Что думают  в Центробанке?

Банк России несколько лет назад рекомендовал кредитным организациям внедрить сервис «второй руки» для защиты пожилых людей и людей с инвалидностью от мошенников. Он позволяет назначить помощника, который сможет отклонять подозрительные переводы и получать информацию о попытках подопечного снимать крупные суммы наличных. Помощник должен помочь разобраться в ситуации.

В ЦБ отметили, что пока лишь небольшое число банков откликнулось на рекомендации и внедрило сервис уведомлений для пожилых клиентов. Эти люди часто становятся жертвами мошенников, выполняя их указания и не сообщая близким о своих действиях. В результате они теряют деньги.

На основе рекомендаций ЦБ был разработан законопроект о внедрении сервиса «второй руки», который уже принят в первом чтении. Согласно ему, системно значимые банки будут обязаны предлагать такую услугу своим клиентам. 

Читайте ещё по теме:

Новая схема мошенничества появилась в России

Базу биометрических данных мошенников захотели создать в России

Злоумышленники научились красть деньги у россиян через «Госуслуги»

Этот сайт использует куки