Авиационные двигатели проходят тщательную проверку перед попаданием на крыло самолета после схода с конвейера. Работы проходят с точностью до микрона, поскольку в случае с авиацией на кону стоят жизни людей.
Все авиационные двигатели, которые производят предприятия Объединенной двигателестроительной корпорации (входит в Ростех), перед отправкой заказчику проходят типовой цикл испытаний. Здесь выпускают двигатели для космических программ, практически всей отечественной гражданской и военной авиации, а также морские и наземные газотурбинные установки.
Начнем с визуального осмотра
Новые силовые установки перед запуском в серию проходят длительные и масштабные сертификационные испытания. Такие проверки не требуются уже получившим сертификат авиадвигателям, но и они подвергаются детальному анализу перед отправкой заказчикам.
Первый этап — измерительный и визуальный контроль. Инспекторы на этом этапе осматривают двигатель на наличие внешних дефектов: следов коррозии, трещин и царапин. Осматриваются также крепежные элементы, все разъемы и другие внешние части двигателя.
Строгий контроль важен, поскольку отклонения от нормы или дефекты могут повлиять на работоспособность двигателя и его безопасность. В частности, эффективность двигателя снизится на 1-2%, если лопатка компрессора или турбины изготовлена с отклонением всего в 10 микрометров от заданного размера.
В результате будут создаваться повышенные вибрации или излишняя турбулентность. Кроме того, такие вибрации спровоцируют преждевременный износ подшипников, что может привести к отказу двигателя в полете.
Проверить, а не разрушить
Важным следующим этапом является неразрушающий контроль, который включает в себя методы магнитопорошкового и вихретокового контроля, рентгенографии и ультразвуковой дефектоскопии. С помощью них выявляются скрытые дефекты в материале — расслаивания, пустоты и трещины, которые не выявить невооруженным глазом.
Добро пожаловать на стенд
После завершения комплекса контрольных операций двигатель отправляют на стендовые испытания, где специалисты отлаживают его работу и следят за температурой в рабочем состоянии.
Затем двигатель работает на стенде в различных режимах, имитирующих реальные условия эксплуатации. Проверяются параметры работы двигателя, такие как температура и давление на входе и выходе из турбины и компрессора, уровни шума и вибраций, расход топлива.
Эти данные затем анализируются, чтобы убедиться в соответствии двигателя всем требованиям. Одно из самых строгих испытаний — тест на предельную выносливость и предельную мощность.
Двигатель запускают на максимальных значениях, чтобы проверить его способность выдерживать экстремальные нагрузки и выявить любые недостатки в конструкции или материалах, которые могут привести к отказу агрегата в будущем.
Шаг на пути в небо
На завершающем этапе тесты двигателей проводят на испытательной станции предприятия «ОДК-Пермские моторы». Специалисты проверяют основные показатели: тягу, мощность, характеристики двигателя при работе на разных режимах, проводят температурные измерения и замеры давления разных жидкостей.
Тестирование авиадвигателей перед установкой на самолет — это дорогостоящий и филигранный процесс, требующий строгости и предельной точности. Однако благодаря такой скрупулезности удается минимизировать риски и подтвердить, что каждый выпущенный двигатель полностью готов к полетной работе.
Читать материалы по теме:
Из Москвы в Анталию и Бодрум на Superjet-100: Red Wings запускает премиальные рейсы
Летай, авиация, большая и малая - в России готовятся запустить авиатакси
От SJ-100 до «Байкалов» и «Ладоги» - Россия получит более тысячи новых самолетов к 2030 году
Сейчас на главной
Проект реализуется совместно с китайским холдингом Famsun
Регулятор напомнил, что доступ к сервису ограничен из-за распространения запрещённого контента и нарушений законодательства
Индия рассматривает аналогичный угол наклонения для своего проекта
Минцифры РФ предложило расширить список юридически значимых электронных документов
Судно проекта КСП 01 строят в рамках программы «Квоты под киль»
Проект 12700 разработали инженеры КБ «Алмаз»
Минцифры заявило о постепенном отказе от СМС-кодов
Официальный канал президента России Владимира Путина стал первым миллионником на платформе
Регион использует дроны для обработки полей
За третий квартал 2025 года зафиксировано более 44 000 случаев заражения смартфонов «NFC-троянами»
Россия готова обеспечить поставку топлива для энергетики страны-партнёра
Научно-производственный комплекс начнёт работу в 2026 году