Авиационные двигатели проходят тщательную проверку перед попаданием на крыло самолета после схода с конвейера. Работы проходят с точностью до микрона, поскольку в случае с авиацией на кону стоят жизни людей.
Все авиационные двигатели, которые производят предприятия Объединенной двигателестроительной корпорации (входит в Ростех), перед отправкой заказчику проходят типовой цикл испытаний. Здесь выпускают двигатели для космических программ, практически всей отечественной гражданской и военной авиации, а также морские и наземные газотурбинные установки.
Новые силовые установки перед запуском в серию проходят длительные и масштабные сертификационные испытания. Такие проверки не требуются уже получившим сертификат авиадвигателям, но и они подвергаются детальному анализу перед отправкой заказчикам.
Первый этап — измерительный и визуальный контроль. Инспекторы на этом этапе осматривают двигатель на наличие внешних дефектов: следов коррозии, трещин и царапин. Осматриваются также крепежные элементы, все разъемы и другие внешние части двигателя.
Строгий контроль важен, поскольку отклонения от нормы или дефекты могут повлиять на работоспособность двигателя и его безопасность. В частности, эффективность двигателя снизится на 1-2%, если лопатка компрессора или турбины изготовлена с отклонением всего в 10 микрометров от заданного размера.
В результате будут создаваться повышенные вибрации или излишняя турбулентность. Кроме того, такие вибрации спровоцируют преждевременный износ подшипников, что может привести к отказу двигателя в полете.
Важным следующим этапом является неразрушающий контроль, который включает в себя методы магнитопорошкового и вихретокового контроля, рентгенографии и ультразвуковой дефектоскопии. С помощью них выявляются скрытые дефекты в материале — расслаивания, пустоты и трещины, которые не выявить невооруженным глазом.
После завершения комплекса контрольных операций двигатель отправляют на стендовые испытания, где специалисты отлаживают его работу и следят за температурой в рабочем состоянии.
Затем двигатель работает на стенде в различных режимах, имитирующих реальные условия эксплуатации. Проверяются параметры работы двигателя, такие как температура и давление на входе и выходе из турбины и компрессора, уровни шума и вибраций, расход топлива.
Эти данные затем анализируются, чтобы убедиться в соответствии двигателя всем требованиям. Одно из самых строгих испытаний — тест на предельную выносливость и предельную мощность.
Двигатель запускают на максимальных значениях, чтобы проверить его способность выдерживать экстремальные нагрузки и выявить любые недостатки в конструкции или материалах, которые могут привести к отказу агрегата в будущем.
На завершающем этапе тесты двигателей проводят на испытательной станции предприятия «ОДК-Пермские моторы». Специалисты проверяют основные показатели: тягу, мощность, характеристики двигателя при работе на разных режимах, проводят температурные измерения и замеры давления разных жидкостей.
Тестирование авиадвигателей перед установкой на самолет — это дорогостоящий и филигранный процесс, требующий строгости и предельной точности. Однако благодаря такой скрупулезности удается минимизировать риски и подтвердить, что каждый выпущенный двигатель полностью готов к полетной работе.
Из Москвы в Анталию и Бодрум на Superjet-100: Red Wings запускает премиальные рейсы
Летай, авиация, большая и малая - в России готовятся запустить авиатакси
От SJ-100 до «Байкалов» и «Ладоги» - Россия получит более тысячи новых самолетов к 2030 году