На московском саммите глав космических агентств стран БРИКС Россия презентовала свой проект системы обеспечения безопасности космической деятельности в околоземном пространстве «Млечный путь». Открытая информационная платформа для Международной системы обеспечения безопасности космической деятельности заработает уже до конца 2024 года. В проект пригласили партнеров по БРИКС.

Суть проекта состоит в международном мониторинге обстановки в космосе, отслеживании спутников и космического мусора. Также платформа сможет служить для обмена информацией об активности Солнца и галактических излучений, траектории движения опасных астероидов и других космических объектов.

Российская сторона предполагает, что участие в проекте укрепит статус стран БРИКС как участника безопасной деятельности в космосе. Доступ к системе будет открытым, по данным «Роскосмоса», «для любого участника, вне зависимости от компетенций и технических возможностей, целей и сроков сотрудничества».

К платформе смогут подключаться как любознательные энтузиасты и астрономы-любители, так и профессиональные участники космической деятельности вплоть до региональных или национальных систем мониторинга. Партнерам будет предложено по их выбору и желанию как получать информацию, продукты, услуги, так и предлагать свои в соответствии с их запросами.
Юрий Борисов, глава ГК «Роскосмос»

Технически «Млечный путь» основывается на базе российской автоматизированной системы предупреждения об опасных ситуациях в околоземном космическом пространстве. Он будет состоять из группировки специализированных спутников мониторинга околоземного пространства. Первый из них планируется запустить примерно в 2027 году. К этому космическому сегменту будет подключена автоматизированная система предупреждения из 65 телескопов.

Как сообщил журналистам Юрий Борисов, функционал «Млечного пути» может быть расширен, так как система «имеет большой потенциал для роста и масштабирования возможностей по отношению к участникам». Это могут быть как обмен данными по дистанционному зондированию Земли, так и «другие направления».

Программный комплекс при подключении к нему всех стран сможет обеспечить информационный обмен между всеми участниками и предлагать оперативные варианты решений. В случае готовности стран БРИКС будем прорабатывать механизмы сотрудничества более прицельно.
Юрий Борисов, глава ГК «Роскосмос»

Ранее Совет Безопасности ООН не принял проект резолюции России о предотвращении гонки вооружений в космосе и распространении в нем оружия массового поражения. Инициативу для ее принятия должны были принять девять стран из пятнадцати, но фактически набралось только семь голосов. Россию поддержали Китай, Алжир, Гайана, Эквадор, Мозамбик и Сьерра-Леоне.

Против выступили США, Франция, Великобритания, Япония, Словения, Республика Корея и Мальта. Одна страна, Швейцария, от голосования воздержалась.

Читать материалы по теме:

США заподозрили Россию в запуске космического противоспутникового оружия

В ООН готовят резолюцию об искусственном интеллекте. Новый документ создается при участии России

«Клёны», ЦУПы и ПО: как готовят запуск новой российской спутниковой системы «Экспресс-РВ»