У российских разработчиков и производителей электромобилей стало одним конкурентом меньше. Тольяттинский проект по производству электромобилей Zetta окончательно прекратил своё существование. Здание, где собирались его автомобили, и его оборудование проданы.
Стартап Zetta появился в публичном поле с 2018 года. Планировалось, что это будет самый доступный автомобиль в России для своей категории. По ценам от 540 тысяч рублей покупателям хотели продавать отечественные двухместные переднеприводные электромобили длиной в 3 метра с электромотором.
Им закладывалось от 180 км хода с батареей на 10 кВт·ч и грузоподъёмность в 4,5 тонны и более в зависимости от комплектаций. Комплектаций для Zetta разработали три. В год в Тольятти планировали выпускать вначале до 2 тысяч автомобилей, затем нарастить производство до 15 тысяч.
Стоил по приблизительным оценкам создателей этот проект изначально 450 млн рублей. Стартаперы получили субсидию от Минпромторга в 191 млн рублей и кредит от Фонда развития моногородов в размере 49,5 млн рублей, в 2020 году уже должно было начаться мелкосерийное производство отечественных электромобилей.
Разработчики столкнулись с рядом проблем, и ни мелкосерийное, ни крупносерийное производство так никогда и не начались. Как объяснял в середине 2020 года в интервью «Дрому» Денис Щуровский, один из совладельцев и гендиректор компании, часть отечественных деталей подвела, потребовался реинжиниринг и незапланированные расходы. Стоимость проекта выросла на 100 млн рублей, но кредит получить не удалось.
Затем в 2020 году началась пандемия коронавируса, границы закрылись, компоненты автомобиля из Китая зависли. Обязательства перед госструктурами по субсидии и кредиту не были выполнены вовремя, но в Тольятти не теряли присутствия духа. Ведь окончательного отказа от поддержки в Минпромторге производители не получили.
В СМИ и в автопабликах о Zetta постепенно забыли, но спустя два года, в августе 2022 года, Telegram-канал «Русский автомобиль» посетил этого производителя. Оказалось, что ему удалось собрать целых пять экземпляров электромобилей Zetta для демонстрации.
«Русский автомобиль» сообщил, ссылаясь на слова представителей Zetta, что «проект закрыт» и «в России электромобили Zetta производиться не будут». Позже в Минпромторге на это ответили, что о полном закрытии говорить преждевременно, опровергли закрытие и руководители проекта.
Однако спустя ещё два года, в 2024 году, российский авторынок так и не увидел электромобили Zetta, а автомобильный журнал «Автоброкер Клуб» со ссылкой на свои источники рассказал о полном разорении стартапа и распродаже его имущества. По данным автожурнала, на экс-производстве электромобилей развернут производство мебели и квадроциклов.
Раскрыты характеристики новой платформы для электромобиля «Атом»
Российский Smart: на ВДНХ показали секретный отечественный электромобиль L-Type