У российских разработчиков и производителей электромобилей стало одним конкурентом меньше. Тольяттинский проект по производству электромобилей Zetta окончательно прекратил своё существование. Здание, где собирались его автомобили, и его оборудование проданы.

Стартап Zetta появился в публичном поле с  2018 года. Планировалось, что это будет самый доступный автомобиль в России для своей категории. По ценам от 540 тысяч рублей покупателям хотели продавать отечественные двухместные переднеприводные электромобили длиной в 3 метра с электромотором.

Им закладывалось от 180 км хода с батареей на 10 кВт·ч и грузоподъёмность в 4,5 тонны и более в зависимости от комплектаций. Комплектаций для Zetta разработали три. В год в Тольятти планировали выпускать вначале до 2 тысяч автомобилей, затем нарастить производство до 15 тысяч.

Стоил по приблизительным оценкам создателей этот проект изначально 450 млн рублей. Стартаперы получили субсидию от Минпромторга в 191 млн рублей и кредит от Фонда развития моногородов в размере 49,5 млн рублей, в 2020 году уже должно было начаться мелкосерийное производство отечественных электромобилей.

Что случилось с Zetta

Разработчики столкнулись с рядом проблем, и ни мелкосерийное, ни крупносерийное производство так никогда и не начались. Как объяснял в середине 2020 года в интервью «Дрому» Денис Щуровский, один из совладельцев и гендиректор компании, часть отечественных деталей подвела, потребовался реинжиниринг и незапланированные расходы. Стоимость проекта выросла на 100 млн рублей, но кредит получить не удалось. 

....Во-первых, задержка связана с технологиями, которые имеются в распоряжении наших поставщиков. Например, заднее стекло на Борском заводе: не смогли обеспечить нужную кривизну, пришлось перекраивать заднюю часть машины, делая стекло более простым. Ещё хуже, что потребовалась переделка силового каркаса и ряда внешних панелей! И это при том, что на этапе заключения соглашений поставщики уверяли, что проблем не будет, сделают как надо. В результате только на пресс-формах мы потеряли порядка 20 млн. уже в августе прошлого года мы понимали, что сроки сдвигаются как минимум на декабрь. Как раз в декабре мы должны были получить кредит на 100 млн и потратить эти деньги на запуск производства. В конце года была готова вся оснастка, хотели начать отработку технологических процессов и опытно-промышленную сборку. А кредит не дали. Хотя и обещали. Сочли проект излишне рискованным.
Гендиректор Zetta, кандидат технических наук Денис Щуровский

Затем в 2020 году началась пандемия коронавируса, границы закрылись, компоненты автомобиля из Китая зависли. Обязательства перед госструктурами по субсидии и кредиту не были выполнены вовремя, но в Тольятти не теряли присутствия духа. Ведь окончательного отказа от поддержки в Минпромторге производители не получили. 

В СМИ и в автопабликах о Zetta постепенно забыли, но спустя два года, в августе 2022 года, Telegram-канал «Русский автомобиль» посетил этого производителя. Оказалось, что ему удалось собрать целых пять экземпляров электромобилей Zetta для демонстрации.  

Когда я впервые поездил на Зетте, она походила на самоделку, выпиленную лобзиком. Последние из собранных экземпляров выглядят много лучше, тут уже иначе сделана приборная панель (отказались от бабайской тканевой накладки на «торпеду»), пластиковые детали вполне аккуратны, хотя всё равно выглядят простецки. Очень понравились кресла (включая задние эрзацы): они хоть и собраны на элементах каркаса от Гранты, но набивка и конфигурация тут иные, лучше. Я поездил на полноприводной Зетте. У неё оказались странные калибровки (машина дёргается при старте), но, в общем, едет она очень неплохо. Только шумно.
Telegram-канал «Русский автомобиль»

«Русский автомобиль» сообщил, ссылаясь на слова представителей Zetta, что «проект закрыт» и «в России электромобили Zetta производиться не будут». Позже в Минпромторге на это ответили, что о полном закрытии говорить преждевременно, опровергли закрытие и руководители проекта.

Однако спустя ещё два года, в 2024 году, российский авторынок так и не увидел электромобили Zetta, а автомобильный журнал «Автоброкер Клуб» со ссылкой на свои источники рассказал о полном разорении стартапа и распродаже его имущества. По данным автожурнала, на экс-производстве электромобилей развернут производство мебели и квадроциклов.

Читать материалы по теме:

 Раскрыты характеристики новой платформы для электромобиля «Атом»

Российский Smart: на ВДНХ показали секретный отечественный электромобиль L-Type

Эксперты рассказали, каких сюрпризов ждать от электромобиля, эксплуатируемого в России. 8-10 лет тяговая батарея электромобиля должна прослужить, а двигатель почти вечный

Комментировать

Сейчас на главной