Развитие Арктического региона нуждается в современных цифровых технологиях. Для многих сфер актуальна работа с Big Data (большими данными), интернетом вещей (IoT) и беспилотными системами. Такое мнение высказал заведующий кафедрой морского и нефтегазового дела Мурманского Арктического университета (МАУ) Михаил Васёха на площадке павильона Минпромторга «Сделано нами» на ВДНХ.
Беспилотники на Русском Севере
Беспилотные автомобили активно используются на месторождениях в Арктике. В частности, КамАЗы вышли в рейсы на Восточно-Мессояхском месторождении в ЯНАО. Беспилотный транспорт осуществляет грузоперевозки благодаря навигационной спутниковой системе. КамАЗы оснащены сенсорами, которые сканируют окружающую среду, распознавая препятствия в радиусе 200 м.
Исследования с анализом Big Data
По словам Михаил Васёхи, геофизика тесно работает с большими данными. К примеру, ученые анализируют информацию, полученную благодаря геологоразведочной экспедиции на шельфе арктических морей России. Однако с увеличением объема данных их становится все труднее обрабатывать.
Ежегодно мы получаем огромное количество информации с морских судов и не только. Однако вылавливаем всего около 10% полезных данных, а 90% считаются разрозненными и пока непригодными для работы
Завкафедрой подчеркнул, что геофизике не хватает специалистов по Big Data. Кроме того, востребованы инженеры промышленного интернета вещей. В Арктическом регионе благодаря IoT можно автоматизировать производство, осуществлять мониторинг работы трубопроводов и предупреждать аварийные ситуации. Кроме того, интернет вещей важен в сфере логистики - для отслеживания местоположения транспорта и оптимизации маршрутов.
Ранее в МАУ перечислили профессии будущего, которые будут востребованы в Арктике. В их числе оказались оператор БПЛА, инженер автоматизированных систем, специалисты в области роботизации.