В Роскосмосе озвучили предварительные результаты работы комиссии по выяснению причин крушения межпланетной станции «Луна-25» 19 августа.
В этот день при попытке прилунения у станции произошла ошибка в работе коррекционного двигателя: вместо 84 секунд он отработал 127 секунд. Поэтому «Луна-25» вовремя не перешла с круговой орбиты на предпосадочную эллиптическую орбиту и столкнулась с лунной поверхностью.
Сбой коррекционного двигателя генеральный директор «Роскосмоса» Юрий Борисов называл одной из предварительных причин крушения по горячим следам катастрофы.
Но сейчас «наиболее вероятной причиной аварии» в Роскосмосе назвали новый отечественный блок измерения угловых скоростей «Биус-Л» входящий в бортовой комплекс управления станцией.
Устройство сконструировали в Научно-производственным центре автоматики и приборостроения имени академика Н. А. Пилюгина (НПЦАП) из полностью российских деталей.
Оно отвечало за определение ориентации станции в пространстве и ее скорости. Незадолго до посадки у «Биус-Л» не сработали блоки акселерометров из-за возможного «попадания в один массив данных команд с различными приоритетами их исполнения прибором».
Информация о том, что причина катастрофы станции кроется в «Биус-Л» появилась задолго до конца официального расследования. По версии, озвученной журналистам неофициально, прибор не тестировался в космосе до миссии, хотя и считался разработкой для покорения Луны.
Пока официального сообщения о том, что «Биус-Л» будет исключен из оборудования следующих межпланетных станций России нет. Но в Роскосмосе отмечают, что по итогам расследования уже сформировали рекомендации по проведению «дополнительных мероприятий» для последующих лунных миссий.
По мнению экспертов, повтор миссии «Луна-25» обойдется России в 5 млрд рублей. До крушения запуск следующих станций планировался на 2027, 2028 и 2030 годы.