Компания СТК и Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) разрабатывают автономный быстроразворачиваемый комплекс связи, предназначенный для нужд нефтегазовой отрасли. Ожидается, что он будет использоваться для обеспечения связи в районах с труднодоступной инфраструктурой, в том числе в Арктике и Сибири. Комплекс будет применяться в случае аварийных ситуаций на нефтегазовых месторождениях, а также для проведения ремонтных и строительных работ. Первые серийные изделия планируется запустить в производство в 2024 году.

Комплекс будет состоять из трёх секций: дизель-генератора, отсека для шкафов с аппаратурой обработки данных и управления, и аэроплатформы с двумя беспилотными аппаратами, необходимыми для ретрансляции связи и иных задач.

Полезная нагрузка на дрон может устанавливаться подобно модулю - быстро и легко. На сегодняшний день разработчики предлагают три варианта нагрузки: мини-станцию LTE, ретранслятор стандарта DMR, модуль видеонаблюдения. Грузоподъёмность каждого аппарата составит 10 кг. Беспилотники будут выполнены в виде весьма габаритных гексакоптеров.

Беспилотник-ретранслятор на базе пикапа (опытная разработка СТК)
Беспилотник-ретранслятор на базе пикапа (опытная разработка СТК)

Мощность электропитания, необходимая для работы дрона, - 8 кВт, диапазон рабочих температур - от -50 до +50 °C. Дождь и мелкие осадки не станут помехами для запуска дронов. Единственное - для БПЛА критична ветровая нагрузка более 12 м/с. Комплекс будет доставляться траловыми вездеходами. Для упрощения логистики он будет выполнен в габаритах стандартного контейнера для морских перевозок длиной 12 метров.

Основным отличием нового комплекса от существующих аналогов является использование беспилотников вместо привычных антенных мачт. Такое решение позволяет существенно упростить процесс развёртывания и управления комплексом, а также повысить его автономность. 

Применение БПЛА — это отнюдь не дань моде. В создании аэроплатформы заключён большой практический смысл — она существенно упрощает задачу по высокой автоматизации процессов управления. То есть быстроразворачиваемый комплекс практически не будет нуждаться в присутствии человека. Следуя этому принципу, было решено отказаться от мачт, потому что для их развёртывания и свёртывания требуется работа нескольких человек, приводящих в движение лебёдку. Специалисты СТК и ТУСУР решили использовать кабель-трос, который будет крепиться к дрону. Его размотка-намотка будет осуществляться автоматически с помощью специального устройства. Также кабель-трос будет питать БПЛА. Его длина позволит поднимать беспилотник на высоту до 150 м.
Начальник отдела перспективных разработок компании СТК Антон Астахов в интервью RT
Источники :
RT

Сейчас на главной