В современных лайнерах доля композитов уже достигает 40–50%, а в перспективе они позволят снизить массу планера как минимум на 10–15%. Об этом эксперты из «АэроКомпозита» и МАИ рассказали на Aerospace Science Week.
Теперь композитные материалы — не просто «лёгкие детали», а фундамент, на котором создаются магистральные лайнеры нового поколения, отметил глава АО «АэроКомпозит» Анатолий Гайданский.
По его словам, использование композитов позволяет проектировать более эффективные формы крыла и фюзеляжа, снижать массу и упрощать сборку.
В перспективе 20-30 лет благодаря использованию композитов возможно снижение массы планера минимум на 10-15 процентов. И самое главное, что такой проект действительно существует.
Гайданский уточнил, что в перспективе такие материалы будут шире применяться в несущих частях, передних кромках крыла, нервюрах и крепёжных элементах.
Точность в пределах градусов — критичный параметр
В гражданских программах растут требования к качеству композитных элементов. На прочность и долговечность детали напрямую влияет температурный режим — колебания даже в пределах ±2°C могут изменить свойства материала.
Гайданский напомнил, что российские специалисты и учёные МАИ уже разработали ПКМ и технологию их применения, которые по характеристикам сопоставимы с зарубежными образцами.
Когда конструкция «рассказывает о себе сама»
Тему продолжил директор Центра композитных конструкций МАИ Егор Назаров. Он отметил, что исследователи института применяют методы, которые редко используются в авиапроме — сканирующую микроскопию и томографию, позволяющие изучать микроструктуру композита.
Этот метод позволяет заглянуть внутрь композита, выявляя потенциальные дефекты там, где обычные расчёты бессильны.
Такой подход становится ключевым для разработки ремонтных методик и оценки ресурса, что актуально для всей мировой авиационной отрасли.
Композиты — основа лайнеров будущего
Композитные технологии — это не только снижение коррозии и усталостных напряжений, но и возможность придавать изделию практически любую форму. Именно поэтому они становятся драйвером гражданского авиастроения, включая программы лайнера МС-21, в конструкции которого композиты занимают значительную долю.
Более лёгкий планер означает экономию топлива, увеличение дальности и свободу для новых аэродинамических решений.
Ранее www1.ru сообщил, что с производителя авидвигателей ПД-8, ПД-15 и ПД-35 взыскали полмиллиарда рублей.