Столичные власти активизируют работу по улучшению системы видеоаналитики «ПРОСобытие», которая использует нейросети для определения нештатных ситуаций на дорогах. С момента своего создания в 2023 году программный комплекс ежедневно фиксирует 80 000 инцидентов, таких как неправильная парковка и наличие мусора на проезжей части.
На развитие системы планируется выделить примерно 220 миллионов рублей, в том числе для создания нового модуля, который обеспечит координацию действий ситуационного центра и «Дорожного патруля» Центра организации дорожного движения (ЦОДД).
ЦОДД объявил тендер на доработку «унифицированной автоматизированной системы агрегации и обработки инцидентов „ПРОСобытие”» 3 октября. Ожидается, что подрядчик за полтора года (522 дня) разработает несколько десятков алгоритмов для валидации инцидентов на улицах, в том числе связанных с парковкой, мусором и появлением пешеходов в запрещённых зонах. На конкурс поступило две заявки. 23 октября победителем стал участник, предложивший выполнить работы за 220 миллионов рублей. Его имя станет известно после 5 ноября, когда будет подписан контракт.
Как внедрялись нейросетевые технологии для контроля ситуции на дорогах столицы
Нейросетевые технологии для выявления дорожных инцидентов начали внедряться в городе в 2022 году. Сначала был заключён контракт на 4,2 миллиарда рублей с компанией «Спецдорпроект», в рамках которого было установлено 1,4 тысячи «умных» камер на МКАД и других трассах.
За первый год использования системы на кольцевой дороге число жертв в ДТП снизилось на 30%. В 2023 году ЦОДД в сотрудничестве с «Строй Инвест Проект» создал отдельный программный комплекс «ПРОСобытие» для автоматического сбора данных с камер. Работы по разработке обошлись в 297 миллионов рублей.
В августе 2025 года сообщалось, что 1,5 тысячи умных камер наблюдают за МКАДом, частично за тоннелями и Московским скоростным диаметром, фиксируя 13 типов инцидентов. С начала 2025 года зарегистрировано около 1 миллиона событий. В настоящее время у ЦОДД более 3,8 тысячи комплексов автоматической фиксации нарушений и более 5,7 тысячи камер телеобзора, включая 1,4 тысячи, установленных в 2022 году.
За первые девять месяцев 2025 года на МКАД было зафиксировано на 11% меньше ДТП и на 18% меньше пострадавших по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Искусственный интеллект быстро распознаёт аварии, позволяя службе «Дорожный патруль» оперативно вмешиваться, чтобы убрать с дороги повреждённые автомобили. Система также фиксирует случаи неправильной парковки и присутствия людей в запрещённых зонах, передавая информацию оператору для дальнейшего взаимодействия с ГИБДД. Кроме того, «ПРОСобытие» может определять задержки в движении трамваев с помощью ИИ.
Зачем нужно расширять возможности системы «ПРОСобытие»
Представители ЦОДД отметили, что расширение возможностей системы необходимо из-за постоянного появления новых камер и дорожных объектов в городе. В планах добавление модуля для координации действий «Дорожного патруля» и ситуационного центра мэрии. Эти и другие улучшения направлены на ускорение обработки инцидентов и координацию действий всех служб, вовлечённых в процесс.
Пётр Шкуматов, руководитель рабочей группы «Защита прав автомобилистов» «Общероссийского народного фронта», оценивает систему мэрии как полезную. Он отметил, что количество ситуаций, которые могли бы вызвать вторичные аварии, значительно сократилось.
Если сейчас на МКАД что-то происходит, например ломается машина, то ГИБДД или «Дорожный патруль» подъезжают довольно быстро, за 10–20 минут. А раньше образовывались пробки, в которых люди могли стоять часами.