Ан-225 «Мрия»: как создавался и будет ли заменён самый большой самолёт в истории авиации?

Небесный исполин стал обладателем более чем 240 мировых авиационных рекордов, покорив как воздушные просторы, так и сердца людей

Ушедший гигант, оставивший после себя наследие в 240 мировых рекордов — Ан-225 «Мрия». Рассказываем историю самого большого военно-транспортного самолёта в мире.

 Ан-225

Ан-225 «Мрия», разработанный в СССР на заводе Антонова в 1980-х, по праву носит звание крупнейшего самолёта в истории авиации. Этот авиационный гигант, ставший настоящей легендой, поражал не только своими габаритами, но и выдающимися лётными характеристиками.

Для какой цели был создан самолёт

В конце 70-х – начале 80-х годов Советский Союз активно трудился над созданием многоразовой космической системы «Энергия-Буран». Помимо космических полётов, остро встал вопрос о логистике: как перемещать этот гигант между космодромами, заводами и стартовыми комплексами. Для этого был нужен настоящий «воздушный исполин» — самолёт-грузовик, которому предстояло нести на своих крыльях 60-тонный «Буран».

Так КБ имени Антонова начало разработку принципиально нового самолёта на базе уже существующего Ан-124 «Руслан». Проект получил обозначение Ан-225.

  Ан-225 и «Буран» на авиасалоне в Ле Бурже (Франция), 1989 год 

История создания и жизненный путь

Исторический первый полёт единственного Ан-225 состоялся 21 декабря 1988 года. Всего через год, на авиасалоне в Ле-Бурже, самолёт произвёл сенсацию своим уникальным внешним видом, продемонстрировав перевозку «Бурана» на своей верхней части. Это зрелище стало символом выдающихся инженерных достижений СССР.

Однако наступление 1990-х годов принесло кардинальные перемены. Распад Советского Союза и прекращение программы «Энергия–Буран» оставили «Мрию» без применения. Самолёт оказался избыточным и был отправлен на хранение, постепенно утрачивая свою значимость. Только в 2001 году, после модернизации, он был вновь задействован для выполнения коммерческих перевозок сверхтяжёлых грузов.

Интересные факты

Ан-225 установил свыше двухсот сорока мировых рекордов в авиации, продемонстрировав свои возможности в таких областях, как перевозка максимального веса, транспортировка самых длинных и тяжёлых грузов, а также уникальные полёты с двумя танками на борту.

  • Внутри него мог поместиться целиком Боинг-737
  • Во время пандемии COVID-19 «Мрия» выполняла грузовые рейсы с гуманитарной помощью, доставляя десятки тонн медицинских материалов из Китая в Европу и США
  • На борту самолёта был личный туалет с душем и кухней для экипажа. Настоящий «воздушный дом»
  • У самолёта 32 колеса, а его тормозная система была рассчитана останавливать его даже с полной загрузкой
основные стойки шасси

Сколько было выпущено?

Произведён был только один экземпляр Ан-225, идентифицированный серийным номером UR-82060. Второй фюзеляж, степень готовности которого составляла 60–70%, более трёх десятилетий находился на хранении в Киеве. В различные периоды времени рассматривались проекты по его завершению, но ни один из них не был реализован.

В ходе боевых действий в аэропорту Гостомель ангар с самолётом получил повреждения, а единственный экземпляр самолёта был уничтожен

Нужен ли нам аналог «Мрии» в 2030-х годах?

Преимущества:

К началу 2030-х ожидается появление российского двигателя ПД-35, который превзойдёт Д-18Т. Это откроет путь к созданию сверхтяжёлого транспортного самолёта, оснащённого четырьмя ПД-35. По своей грузоподъёмности он будет сопоставим с Ан-225, который использует шесть Д-18Т. Крупные инициативы Роскосмоса и Росатома могут потребовать транспортировки крупногабаритного и тяжёлого оборудования, для чего новый самолёт будет идеально подходить. Двигатель ПД-35 позволит разработать самолёт, который будет превосходить существующие «Русланы» как по объёму перевозимых грузов, так и по экономичности эксплуатации.

Недостатки:

Строительство точной копии Ан-225 не оправдано с точки зрения современных технологических возможностей, к тому же новый самолёт такого класса будет стоить дороже, чем перспективный военно-транспортный самолёт «Слон» (Ил-106). Если для нужд Роскосмоса и Росатома достаточно более компактных машин, подобных «Слону», то «аналог Мрии» окажется маловостребованным и большую часть времени будет находиться в бездействии. Военным же требуется замена Ан-124, а не самолёт, сопоставимый с Ан-225 по габаритам.

Технические характеристики самолёта Ан-225:

  • Год принятия — 1988
  • Размах крыла — 88,4 м
  • Длина самолёта — 84,0 м
  • Высота самолёта — 18,2 м
  • Площадь крыла — 905 кв.м
  • Масса, кг— пустого самолёта — 250000— максимальная взлётная — 640000
  • Внутреннее топливо — 300000 кг
  • Тип двигателя — 6 ТВД Прогресс (Лотарев) Д-18Т
  • Тяга — 6 х 23405 кгс
  • Крейсерская скорость — 800 км/ч
  • Практическая дальность — 15600 км
  • Дальность полёта — 4500 км
  • Практический потолок — 11000 м
  • Экипаж — 6-7 человек

Читайте еще по теме:

Денис Мантуров ознакомился с ходом подготовки к серийному производству двигателя ПД-8

Авиакомпания «Россия» обследовала самолёт SSJ-100 на наличие конструкторских дефектов

Бюджетную систему БПЛА для мониторинга территорий разработали в Новосибирске

«Байкал» на взлёте: разработчик рассказал об испытаниях нового самолёта ЛМС-901