23 июня 1988 года лётчик-испытатель Токтар Аубакиров впервые поднял в воздух палубный истребитель МиГ-29К. Этот полёт стал вехой в истории авиации, доказав, что лёгкий истребитель может стать грозной силой на море.

От земли к морю: рождение корабельного истребителя
Чтобы понять, как появился МиГ-29К, нужно начать с его «старшего брата» — МиГ-29. Разработанный в ОКБ имени Микояна-Гуревича, он стал первым массовым советским истребителем четвёртого поколения.
Самолёт использовал интегральную компоновку, где крылья и фюзеляж сливаются в единое целое, создавая до 40% подъёмной силы за счет корпуса. Это позволило МиГ-29 взмывать в небо почти вертикально. Два мощных двигателя РД-33 обеспечивали исключительную манёвренность. Система управления вооружением включала передовые технологии: радиолокационную станцию, оптико-локационную систему и нашлемную систему целеуказания.
МиГ-29 был настолько успешен, что его экспортировали во множество стран, а на его базе создали разнообразие модификаций. Но в 1970-х годах возникла новая задача: адаптировать этот самолёт для работы с авианосцев. Так началась история МиГ-29К.

Море — это сложно
Создать корабельный истребитель — задача не из легких. Взлётная палуба коротка, а посадка требует особой точности: самолёт должен зацепиться гаком за трос аэрофинишера. К тому же морская среда безжалостна: соль разъедает металл, а качка корабля усложняет управление.
В 1978 году ОКБ Микояна начало проектировать палубную версию МиГ-29. Первый эскиз предусматривал усиленное шасси, посадочный гак и антикоррозионную защиту. Но настоящий прорыв произошел в 1984 году, когда за основу взяли модернизированный МиГ-29М. Новый МиГ-29К, или «изделие 9-31», был унифицирован с ним на 80–85%, но получил уникальные особенности для работы с палубы авианосца.

Конструкция: сталь, композиты и складные крылья
Конструкция была переосмыслена под суровые условия эксплуатации с авианосца «Адмирал Кузнецов». Фюзеляж усилили, чтобы выдерживать нагрузки при посадке, а шасси удлинили и снабдили мощными амортизаторами. Для защиты от коррозии использовали специальные покрытия и герметики, а доля композитных материалов выросла, что снизило вес и повысило долговечность.
На авианосце каждый сантиметр пространства на счету, поэтому консоли крыла МиГ-29К складываются гидроприводами, уменьшая размах с 11,99 м до 7,8 м. Это позволяет размещать больше самолётов в ангаре или на палубе.
Топливная система МиГ-29К тоже изменилась. Внутренний запас топлива истребителя вырос до 5670 литров, с тремя ПТБ дальность полёта составила 3200 км, а с системой дозаправки в воздухе радиус действия увеличился до 5700 км.

Двигатели:
Сердце МиГ-29К — два турбореактивных двигателя РД-33К. Их тяга на форсаже достигает 8800 кгс, а в чрезвычайном режиме — 9400 кгс. Такой режим обеспечивал возможность взлёта самолёта массой 17 700 кг с первой стартовой позиции (длина разбега 105 метров) и массой 22 400 кг — со второй стартовой позиции (длина разбега 195 метров). Кроме того, ЧР позволял пилоту МиГ-29К выполнить уход на второй круг даже после касания палубы на этапе пробега (в случае, если самолёт не зацепился за трос аэрофинишера).
Вооружение и электроника:
МиГ-29К — это многофункциональный истребитель поколения «4++», способный вести бой в воздухе, атаковать наземные и морские цели. Его радиолокационная станция «Жук-МЭ» сопровождает до 10 целей и наводит ракеты на 4 одновременно. Оптико-локационная станция и нашлемный прицел позволяют атаковать скрытно, не включая радар.
Вооружение включает ракеты «воздух-воздух» (Р-27, Р-73, РВВ-АЕ), противокорабельные ракеты (Х-31А), противорадиолокационные ракеты (Х-31П) и корректируемые бомбы (КАБ-500Кр). Максимальная боевая нагрузка — 4500 кг, размещаемая на девяти точках подвески. Встроенная 30-мм пушка ГШ-301 дополняет арсенал.
Навигационная система «Узел» — еще одно новшество. Она обеспечивает точное управление самолётом над морем и посадку на качающуюся палубу, взаимодействуя с корабельными маяками.

«Нитка»: наземная школа для морских орлов
Перед тем как МиГ-29К поднялся с палубы «Адмирала Кузнецова», он прошёл школу на наземном комплексе «Нитка» в Крыму. Этот уникальный тренажёр, построенный в 1982 году, имитировал палубу корабля с трамплином и аэрофинишёром. Здесь отрабатывали взлёты, посадки и даже ночные операции.
21 августа 1982 года летчик А.Г. Фастовец выполнил первый взлёт с трамплина на доработанном МиГ-29. Испытания показали, что трамплинный взлёт проще и безопаснее катапультного, используемого на западных авианосцах. Самолет разгоняется до 180–200 км/ч, испытывая меньшие перегрузки, что облегчает работу пилота.
Обычно взлетаешь как: впереди полоса. Расчищена. Всё в порядке. Никого нет. А тут перед тобой на расстоянии 100 м стена, и вот на эту стену нужно лезть. Стена-то — это так кажется, на самом деле это трамплин. Это действительно волновало — разбегаться на такую горку. Когда представляешь, что должно быть, тогда легче...
Первый полет и посадка на корабль
23 июня 1988 года Токтар Аубакиров поднял в воздух первый МиГ-29К (бортовой №311). А 1 ноября 1989 года он же совершил историческую посадку на палубу ТАВКР «Тбилиси» (позже переименованного в «Адмирал Кузнецов»). В тот же день Аубакиров выполнил первый взлёт с корабля на МиГ-29К.
Испытания продолжались до 1991 года, но экономический кризис и распад СССР прервали государственные испытания. Несмотря на это, МиГ-29К доказал свою надежность, совершив более 420 полетов, включая 74 посадки на палубу.

МиГ-29К сегодня: от Индии до России
История МиГ-29К могла закончиться в 1990-х, но в 1996 году проект возродился благодаря сотрудничеству с Индией. ВМС Индии искали истребители для авианосца «Викрамадитья» (переоборудованного ТАВКР «Адмирал Горшков»). В 2004 году был подписан контракт на поставку 45 самолетов МиГ-29К и двухместных МиГ-29КУБ.
Новые машины получили усовершенствованные двигатели РД-33МК, современную электронику и расширенный арсенал. В 2010 году первые МиГ-29К поступили на вооружение Индии, став основой их палубной авиации.
В 2012 году Минобороны РФ заказало 20 МиГ-29К и 4 МиГ-29КУБ для «Адмирала Кузнецова». МиГ-29К компактнее и дешевле в эксплуатации, чем Су-33, что позволяет размещать больше машин на авианосце. Его многофункциональность делает его универсальным: от защиты флота до ударов по наземным целям.

Палубная авиация остается ключевой для морских держав. Авианосцы — «плавучие аэродромы», обеспечивающие проекцию силы на тысячи километров. МиГ-29К показал, что лёгкий истребитель может быть столь же эффективным, как тяжёлые машины, при меньших затратах.
Читайте ещё материалы по теме:
Авианосец «Адмирал Кузнецов» выходит из ремонта: что о нем известно
МиГ-35 возвращается: Россия неожиданно возродила списанный со счетов истребитель
Индия оснастит Миг-29 и Су-30МКИ российскими ракетами нового поколения РВВ-СД