Сотрудники Белоярской АЭС (Свердловская область) завершили предварительные испытания системы звуковидения (получение изображений объектов, находящихся в различных средах, с помощью акустических волн) «Визус» для реактора энергоблока №4. Об этом сообщила пресс-служба станции.
Системы контроля для водо-водяных реакторов не подходят для Белоярской АЭС
На Белоярской АЭС используют энергоблоки с жидкометаллическим теплоносителем (натрий), поэтому здесь не работают системы контроля, как в водо-водяных энергетических реакторах (ВВЭР). Для обеспечения безопасности активной зоны реактора создали систему «Визус», которая работает по-другому принципу.
Ультразвуковой преобразователь с помощью манипулятора помещается в активную зону реактора. Оборудование проводит автоматическое сканирование пространства и отправляет данные сотрудникам. Таким образом атомщики могут «видеть» сквозь слой натрия внутреннюю часть энергоблока, где происходит цепная реакция деления ядер тяжелых изотопов урана.
За испытаниями следили эксперты
Испытания проходили на стенде высотой с пятиэтажный дом под контролем специальной комиссии, в которую вошли представители 6 атомных организаций России. В их числе также были конструкторы ОКБМ «Африкантов», учёные НИКИМТ-Атомстрой.
В течение недели эксперты оценивали корректность программного обеспечения по управлению системой, точность и работоспособность манипулятора.
Результаты тестов подтвердили эффективность разработки. Теперь «Визус» проверят в самом реакторе.
Во время планово-предупредительного ремонта 2026 года планируется установить систему звуковидения в реактор.
После этого этапа разработчики направят документы на «Визус» в Ростехнадзор. Кроме того, специалисты разработают инструкцию по эксплуатации и ремонту новой системы контроля.
Читайте еще по теме:
Сейчас на главной
Почему рестомод Kimera EVO37 стал главным автомобилем 2025 года по версии Top Gear и обошёл лучших современных суперкаров
Три года на разбитых дорогах и ежедневные сотни километров: реальный опыт владельца
Стремительный рост поставок новых и подержанных авто меняет рынок быстрее, чем ожидали аналитики
Почему содержание популярных китайских моделей нередко оказывается ближе к уровню глобальных брендов
Семиместный гигант с 24,6-дюймовым экраном выходит на рынок
Лидирует КамАЗ, но китайские бренды стремительно отбирают долю
Тачскрины стали раздражать водителей, а EuroNCAP готовится штрафовать за неудобное управление
От Mega Track до Sterrato: самые необычные спортивные автомобили, которые могут съехать с асфальта
Спецтехника прошла своим ходом около 5 тыс. км
Как Toyota создала уникальную линейку люксовых моделей, едва не соперничающих друг с другом
Такое топливо — эталонное при проведении сертификации
Новые поставки седана в страну не запланированы