Ситуация с изношенностью российского гражданского флота близка к критической. Большинство судов уже перешагнули 30-летний рубеж, а многие вдвое старше. Об этом пишет издание «МедиаПалуба»
Так, в грузовом флоте из 910 танкеров 63% и из 1465 сухогрузов 73% старше 30 лет. Пассажирский флот насчитывает 1877 судов: 70% старше 30 лет, из них 18% — старше 60 лет. Промысловый флот — 65% старше 30 лет, флот обеспечения и технический флот — до 92% старше 25–35 лет. Ледокольный флот критичен для Арктики: 43% ледоколов старше 40 лет.
В апреле 2025 года ОСК направила президенту РФ предложение о комплексных мерах по ограничению эксплуатации ветхих судов и стимулированию строительства новых. В июле Минпромторг и в августе правительственные совещания обозначили планы формирования реестра устаревших судов и расширения программы льготного лизинга на новые.
Эксперты предупреждают, что запрет эксплуатации всех судов старше 30 лет приведет к коллапсу отрасли. Малые компании, владеющие возрастным флотом, не смогут быстро обновиться, а старые суда обеспечивают оперативное покрытие спотовых перевозок.
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) прогнозирует, что к 2030 году будет выведено из эксплуатации 400–819 пассажирских судов советской постройки. Российские верфи в 2023 году построили рекордные 33 пассажирских судна, однако этого явно недостаточно для замены тысяч старых единиц.
Проблема усугубляется высокой стоимостью строительства и кредитными ставками, превышающими 5%, что делает новые суда экономически невыгодными для большинства перевозок. Государство стимулирует обновление через льготы и программы утилизации, но ключевой вопрос — как обеспечить замену тысяч изношенных судов без срыва транспортной и экономической безопасности.
Читайте еще по теме:
Уникальные гражданские суда без экипажа начнут создавать в России
Российский флот стареет: большая часть судов старше 30 лет
В России построят более 1600 гражданских судов в течение 10 лет