Заменили иностранные аналоги: оборудование для предотвращения аварий на СКИФ создали в России

Процесс от обнаружения неполадки до герметичного отсечения занимает менее 15 миллисекунд

В Новосибирске разработали оборудование для обеспечения стабильности сверхвысокого вакуума — сверхбыстрые затворы, которые будут использоваться в ускорительном комплексе «Сибирский кольцевой источник фотонов» (СКИФ). Об этом сообщила пресс-служба комплекса.

Это оборудование не уступает иностранным аналогам, а по некоторым техническим решениям даже превосходит их.

Если на станции происходит нештатная ситуация, то во фронтенд попадает атмосфера, она формирует ударную волну, которая на своем пути может разрушить дорогостоящее технологическое оборудование. Авария может привести к многодневной остановке работы всего комплекса до восстановления его параметров.
Александр Кривенко, одного из авторов разработки

Для обеспечения функционирования аварийного шибера создали уникальную систему устройств. Специальный датчик на тлеющем разряде мгновенно обнаруживает повышение давления в вакуумной камере, по которой движется пучок. Электроника реагирует на это событие, и затвор герметично перекрывает трубу. Весь процесс от обнаружения неполадки до герметичного отсечения занимает менее 15 миллисекунд. Ранее такую скорость срабатывания показывал только один иностранный аналог.

Когда затвор за тысячные доли секунды опускается и прижимается, происходит удар. Необходимо принять специальные меры, чтобы этот удар погасить, иначе механика будет постепенно разрушаться. Далее, корпус затвора должен быть таким же герметичным, как сверхвысоковакуумная часть СКИФ. Еще одна особенность: мы разработали надежную электронику, защищенную от воздействия ионизирующего излучения, это отличает ее от зарубежного аналога.
Александр Кривенко, одного из авторов разработки

Ранее www1.ru сообщал, что бустерный синхротрон СКИФ успешно запустили в России.

Читать материалы по теме:

Какие технологии используются в бустере СКИФ

На плошадке синхротрона СКИФ запустили установку для проверки материалов на прочность

Монтаж оборудования для СКИФа начали инженеры из ТГУ