Специалисты Новосибирского технического университета (НГТУ НЭТИ) разработали метод автоматического контроля состояния железнодорожных путей. Технология основана на сравнении лидарного сканирования путей с цифровым эталоном-«паспортом», созданным для участков любого типа: прямых, поворотных и переходных.
Разработка выявляет малейшие деформации рельсов, вызванные износом, перепадами температур или нагрузками, заменяя трудоёмкий ручной осмотр. Система точно локализует проблемные зоны, оптимизируя работу ремонтных бригад.
Ключевая инновация — полностью автоматизированный анализ данных лидара, что является новшеством даже на мировом уровне. Для расчёта кривизны пути применяется комбинация математических методов (разностные аналоги производных, оценка стрел изгиба), устойчивых к погрешностям измерений. Искусственный интеллект на данном этапе сознательно не используется — упор сделан на надёжные математические алгоритмы.
Система повышает безопасность перевозок за счёт раннего обнаружения дефектов, снижает риски аварий и оптимизирует затраты на содержание инфраструктуры. Точечный ремонт вместо сплошного контроля особенно актуален для протяжённых российских магистралей.
Читать материалы по теме:
РЖД внедрили ИИ-систему видеоаналитики для повышения безопасности на транспортных объектах
Посадку на поезда дальнего следования по биометрии внедрят в России к 2029 году