Поиск по публикациям и новостям

«Кажется, это где-то здесь»: новый метод навигации роботов, основанный на принципах человеческой памяти, был разработан российскими инженерами
Технология может ускорить внедрение автономных систем

Российские исследователи совершили значительный прорыв в области автономной навигации, разработав технологию PRISM-TopoMap. Этот метод, созданный совместными усилиями специалистов Московского физико-технического института, Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН и Научно-исследовательского института AIRI, кардинально меняет подход к ориентации роботов в пространстве.

Суть новой технологии заключается в имитации принципов человеческой памяти. Вместо традиционного для робототехники подхода, требующего построения детальных метрических карт или зависимости от сигналов глобальных навигационных систем, PRISM-TopoMap позволяет машинам запоминать ключевые ориентиры и взаимосвязи между ними.

Это похоже на то, как человек запоминает новое место. Мы не запоминаем каждую деталь, а выделяем основные ориентиры и связи между ними. Именно этот принцип лежит в основе технологии, которая называется PRISM-TopoMap, что делает ее практичным решением для автономной навигации роботов в реальных условиях.
Дмитрий Юдин, заведующий лабораторией интеллектуального транспорта МФТИ

Техническая реализация метода сочетает несколько современных технологий обработки данных. Алгоритм анализирует информацию, поступающую с камер и лидаров, используя усовершенствованные методы распознавания образов. Это позволяет роботу идентифицировать локации даже при изменении освещения или ракурса обзора. Перед добавлением новой точки в карту система проводит тщательное сопоставление с уже известными данными, формируя топологическую схему в виде графа — математической абстракции, где узлы представляют ключевые точки, а связи — маршруты между ними.

Эффективность PRISM-TopoMap была подтверждена в ходе серии испытаний. Ученые провели тестирование в пяти различных виртуальных 3D-средах, а также на реальном колесном роботе.

Наши эксперименты в виртуальных 3D-средах и испытания на реальном роботе показали, что новый метод успешно строит точные и связные карты-схемы даже при наличии погрешности измерений датчиков. Он не только обеспечивает полное покрытие пространства, но и работает значительно быстрее, дешевле и эффективнее существующих аналогов.
Александр Мелехин, инженер лаборатории интеллектуального транспорта

Перспективы применения технологии чрезвычайно широки. В логистической сфере она позволит автономным курьерам эффективно работать внутри зданий, где недоступны сигналы GPS. Для клининговых роботов метод означает возможность быстрой адаптации к изменяющейся обстановке.

Особый интерес представляет использование разработки в космической отрасли — для навигации роверов на других планетах, где традиционные системы позиционирования недоступны.

Карты, построенные нашим методом, позволяют очень быстро и легко прокладывать маршруты вплоть до нескольких километров.
Кирилл Муравьев, младший научный сотрудник ФИЦ ИУ РАН

В настоящее время разработчики сосредоточены на совершенствовании системы. Ведутся работы по обучению алгоритмов распознаванию типов помещений — различию кухонь, коридоров, складов. Параллельно улучшаются механизмы прокладки маршрутов по создаваемым схемам.

Читайте ещё материалы по теме:

Искусственный интеллект штурмует российский бизнес: 45% компаний уже используют новые технологии

ИИ начнут использовать в системе ОМС для анализа рентгена, КТ и флюорографии

Сделано ИИ: маркировку сгенерированных нейросетью продуктов предложили ввести в России

Источники
Известия
0 комментариев
Комментировать
Комментировать
История редактирования комментария

Сейчас на главной