Сотрудники Института прикладной физики РАН представили численную модель, объясняющую, как в грозовых облаках формируется молния. Согласно исследованию, опубликованному в журнале Atmospheric Research, ключевую роль играет слияние множества плазменных каналов в единую сеть, создающую условия для появления «зародыша» молнии даже в слабых электрических полях.
Молниевые разряды нередко приводят к травмам и гибели людей, пожарам, аварийным отключениям электричества, а иногда и к крупным техногенным катастрофам. Экономический ущерб молниевых разрядов продолжает расти из-за широкого распространения слаботочной микроэлектроники и в связи с тенденцией к цифровизации человеческой деятельности. Результаты нашей работы, улучшающие понимание процесса инициации молниевых разрядов, в перспективе могут быть полезны для усовершенствования существующих средств защиты от молний.
Молния долгое время оставалась одной из главных загадок атмосферного электричества. Известно, что в облаках возникают короткоживущие холодные разряды — стримеры, но до сих пор не было ясно, как они превращаются в мощный плазменный канал. Учёные смоделировали процесс на высотах 6 и 9 км, выяснив, что молния зарождается при слиянии множества стримеров. Когда объединенный кластер достигает десятков метров, он становится самоподдерживающейся структурой, способной развиваться в полноценный разряд. Открытие может привести к усовершенствованию молниезащиты для энергосистем и инфраструктуры, снижая риски аварий.
Читайте ещё материалы по теме:
РАН выявит фундаментальные проекты, способные обеспечить технологическое лидерство России
Ученые САО РАН изучили уникальную умирающую голубую звезду DDO68-V1 с низкой металличностью
Сейчас на главной
Почему рестомод Kimera EVO37 стал главным автомобилем 2025 года по версии Top Gear и обошёл лучших современных суперкаров
Три года на разбитых дорогах и ежедневные сотни километров: реальный опыт владельца
Стремительный рост поставок новых и подержанных авто меняет рынок быстрее, чем ожидали аналитики
Почему содержание популярных китайских моделей нередко оказывается ближе к уровню глобальных брендов
Семиместный гигант с 24,6-дюймовым экраном выходит на рынок
Лидирует КамАЗ, но китайские бренды стремительно отбирают долю
Тачскрины стали раздражать водителей, а EuroNCAP готовится штрафовать за неудобное управление
От Mega Track до Sterrato: самые необычные спортивные автомобили, которые могут съехать с асфальта
Спецтехника прошла своим ходом около 5 тыс. км
Как Toyota создала уникальную линейку люксовых моделей, едва не соперничающих друг с другом
Такое топливо — эталонное при проведении сертификации
Новые поставки седана в страну не запланированы