Космические корабли «Союз» и «Прогресс» внешне похожи, но их можно различить даже без видимых иллюминаторов. Ключевая деталь — выпуклая конструкция на бытовом отсеке, известная как блистер. Этот элемент появился ещё на модификации «Союз-ТМ» и с тех пор стал неотъемлемой частью пилотируемых кораблей.
Блистер представляет собой иллюминатор, направленный строго вперёд. Он используется в критических ситуациях, например при отказе автоматики во время стыковки. В таких случаях бортинженер устанавливает лазерный дальномер и через блистер визуально контролирует сближение с МКС, сообщая командиру данные о скорости и расстоянии. У грузового «Прогресса» такой конструкции нет — его стыковка всегда полностью автоматизирована, а необходимость в ручном управлении и визуальном контроле отсутствует.
Наличие блистера — не просто техническая особенность, а элемент безопасности. Пилотируемые миссии требуют дублирующих систем на случай непредвиденных ситуаций. У грузовиков «Прогресс» такой необходимости нет, поэтому их конструкция проще. Запомнив эту деталь, даже неспециалист легко определит тип корабля на фото или видео, ориентируясь на характерный «выступ» на корпусе «Союза».
Читать материалы по теме:
На Байконуре расконсервировали космические корабли «Прогресс МС-26» и «Союз МС-25»
Запуск «Союз МС-27» с экипажем на МКС запланирован на 8 апреля
Успешно прибыл в пункт назначения: космический грузовик «Прогресс МС-30» причалил к МКС
Сейчас на главной
Огромные активные области светила можно разглядеть на рассвете и закате через защитные фильтры
На платформе запущен сбор вопросов к прямой линии президента
44 тысячи квадратных метров — для электроники, гидромеханики и наземных испытаний
Замсекретаря ОП РФ назвал бумажный паспорт анахронизмом
Новая платформа появится в 2026 году
Поставка производимых в Индии комплектующих в Россию — одна из целей корпорации
Предприятие определилось с электростратегией
Коллекционный экземпляр с мотором на 228 л.с. продают за 50 000 евро
В едином строю пролетели 10 боевых машин
Специалисты «Яковлева» проведут серию испытаний : при экстремально высоких и низких температурах, а также в высокогорных районах
НИЦ Крылова возьмёт на себя управление отраслью
Модель сохраняет все технические характеристики классической Aura