К 2030 году потребуется дополнительно построить до 100 грузовых судов ледового класса для обеспечения перевозок по Северному морскому пути (СМП), сообщили «Известиям» в Главном управлении Северного морского пути (ГУСМП). Это необходимо для увеличения грузопотока и обеспечения круглогодичной навигации по маршруту, что поможет улучшить эффективность использования Севморпути.
Сейчас строится 33 судна ледового класса, однако, по оценкам ГУСМП, к 2030 году потребуется ещё до 100 судов для вывоза продукции из Арктики и обеспечения каботажных и транзитных перевозок по СМП. К 2035 году, для полноценного функционирования маршрута, может потребоваться дополнительное усиление ледокольного флота, включая три серийных универсальных атомных ледокола проекта 22220 и один серийный атомный ледокол «Лидер», что увеличит общую группировку ледоколов на Севморпути до 18 единиц.
Сейчас наблюдаются проблемы с выполнением объемов перевозок из-за санкций и приостановки строительства судов ледового класса Arc7, что осложняет реализацию транспортных проектов. В свете этих проблем было выдвинуто предложение усилить железнодорожную составляющую транспортного коридора, чтобы уменьшить зависимость от количества ледоколов и улучшить логистику на материке. Инициативу по усилению железнодорожной составляющей озвучил спецпредставитель президента по международному сотрудничеству в сфере транспорта Игорь Левитин на ПМЭФ-2024.
В настоящее время прорабатывается возможность привлечения судов без ледового класса в осенне-летний период, что позволит увеличить интенсивность судоходства. Это предполагает использование ледового паспорта, который фиксирует допустимые условия для прохождения во льдах, позволяя более точно оценить возможности судна для безопасного прохода по льдам. Также рассматриваются изменения в правилах плавания для судов без ледового класса, чтобы уточнить критерии допуска и повысить безопасность судоходства на СМП.
ГК «Росатом» сообщил о росте заявок на прохождение Северного морского пути от китайских компаний
Российский Северный морской путь стали использовать почти в два раза чаще