Министерство обороны пока не комментирует ситуацию официально. В ответ на запрос «Известий» ведомство отметило, что подробности уголовного дела «не подлежат распространению», так как это «противоречит интересам следствия». Однако источник, близкий к силовым структурам, сообщил журналистам некоторые подробности дела. Пока официального требования опровержения от Министерства обороны, связанного с ними, нет.
Ил-76МД-90А — глубоко модернизированная отечественная версия Ил-76МД, которая поднимает более 60 тонн полезного груза. Самолёт предназначен для перевозки десантников, военной техники и тяжёлых грузов, при необходимости он переоборудуется под перевозку раненых и больных в чрезвычайной ситуации. Ил-76МД-90А имеет современный отечественный пилотажный комплекс с автопилотом, метеорадаром и другими необходимыми настройками, и постоянно дорабатывается и дополняется.
В 2022 и 2023 годах сразу пять этих военно-транспортников, важных для российской военной авиации, на время вышли из строя, потому что в них оказались некачественные подшипники.
Уголовное дело по этому факту в конце июля 2024 года возбудил Следственный комитет по Московской области по статье 201.1 УК РФ «Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа». Наказание по этой статье составляет от 4 до 8 лет или от 5 до 10 лет, если преступление было совершено организованной группой и повлекло за собой тяжкие последствия.
Подозреваемыми выступает, по данным источника «Известий», ряд членов менеджмента ОАО «Балашихинский литейно-механический завод» (БЛМЗ). Завод, который производит комплектующие для самолётов и вертолётов, закупил в период с декабря 2017 по январь 2022 года благодаря им подшипники неизвестного происхождения, не отвечающие требованиям конструкторской документации. Подшипники в БЛМЗ установили на колёса КТ199, а с 2022 по 2023 год поставили их ПАО «Ил» – Авиастар для установки на самолёты и вертолёты.
Ущерб Минобороны от поставок некачественных подшипников в рамках гособоронзаказа в итоге оценивается в сумму порядка 130 млн рублей.
Это уже не первый крупный скандал в российском авиапроме за последнее время, связанный с «левыми» комплектующими. Осенью 2023 года стало известно, что Казанский авиазавод уличили в использовании прокладок для топливной системы из резины с поддельными паспортами качества.
Эти комплектующие использовались при сборке ряда гражданских вертолётов. Авиатранспорт, который мог в любой момент потерпеть крушение, после сборки попал в Национальную службу санитарной авиации, «Авиалесоохрану», «Газпромавиа», «КрасАвиа», авиакомпанию «Ямал» и к другим эксплуатантам.
Минобороны России судится с военными строителями, иски — миллионные
Модернизированный Ил-76МД-90А передали Министерству обороны России - что в нем изменилось
Ждём только двигатель: первый полностью импортозамещённый SJ-100 прошёл частотные испытания
Для авиакресел и не только: сверхпрочная эпоксидная смола разработана в России
Создаст авиадетали весом до 20 тонн — как работает самый большой в России газостат