Весной 2024 года Россия и Белоруссия подписали межправительственное соглашение о разработке и организации производства двухдвигательного (ВК-800СМ) легкого многоцелевого самолета (ЛМС-192) «Освей», который, как ожидается, займет нишу между самолетами «Байкал» и «Ладога».
Головным разработчиком «Освей» является Уральский завод гражданской авиации. Собирать его будут на мощностях 558-го Авиационного ремонтного завода (ОАО «558 АРЗ») в Белоруссии.
В Белоруссии работают три авиаремонтных завода: Минский завод гражданской авиации № 407, ОАО «Оршанский авиаремонтный завод» и ОАО «558-й Авиационный ремонтный завод». На этих предприятиях также изготавливают комплектующие для авиации, собирают БПЛА различных типов.
Под проект ЛМС-192 «Освей» в Белоруссии открыли конструкторское бюро, идет подготовка кадров. В межправительственном соглашении двух стран указано, что Уральский завод гражданской авиации будет разработчиком, производителем и держателем сертификата типа на самолет, а ОАО «558 АРЗ» – «производителем и держателем лицензии на серийное производство изделий и их модификаций с правом внесения изменений».
России нужны новые самолеты, поэтому технологическое сближение с Белоруссией очень выгодно. С учетом нынешних компетенций в области авиастроения белорусы с этим проектом справятся. Однако их интерес не ограничивается «Освеем».
В 2023 году президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил о готовности наладить производство штурмовиков Су-25.
По словам белорусского лидера, в республике изготавливают до 1000 комплектующих для российских самолетов МС-21 и Sukhoi Superjet. Кроме того, ОАО «Минский завод гражданской авиации №407» планирует освоить производство некоторых деталей для Ту-214.
Россия и Белоруссия запустят совместный суперспутник в 2028 году
«В проработке»: в Белоруссии может появиться вторая АЭС от «Росатома»