Учёные из лаборатории тепломассопереноса Томского политехнического университета разработали и протестировали новый способ применения самоактивирующегося огнетушителя на базе газового гидрата.
Газовые гидраты — это соединения из газа в ледяной и водной оболочке, которые добываются со дна морей и океанов и считаются замёрзшим топливом будущего, или горючим льдом. Огнетушитель с такой начинкой прекращает горение пламени за счёт ударной волны, возникающей при взрыве гидратной системы. Ледяная оболочка снижает температуру в очаге горения, а инертный газ вытесняет кислород из зоны горения.
Самоактивирующийся снаряд с гидратом двуокиси углерода в ёмкостях из PET-пластика объемом 50 и 100 миллилитров тестировали на разных по горючести и иным характеристикам материалах: древесине, ПВХ-панелях, линолеуме, кабелях, маслах, спиртах и так далее.
Эксперименты показали, что время срабатывания огнетушителя можно регулировать, варьируя такие параметры, как масса гидрата и объём свободного пространства в огнетушителе, количество добавляемой воды и вид механического воздействия на огнетушитель (удар на сам огнетушитель или его соударение с другими предметами). Например, для увеличения скорости реакции можно добавить к гидрату от 25 до 75 миллилитров воды. В некоторых случаях это позволило в девять раз ускорить срабатывание огнетушителя. А механическое воздействие на огнетушитель снизило время его срабатывания на 20 секунд.
В ТПУ отмечают, что исследования, проведённые при поддержке федеральной программы Минобрнауки «Приоритет-2030», позволят применять гидраты не только при локализации и подавлении возгораний, но и при выработке тепловой и электрической энергии с минимальным ущербом для экологии. Результаты исследований политехников опубликованы в журнале Gas Science and Engineering.
Читать материалы по теме:
В Санкт-Петербурге разработали систему быстрого обнаружения ЧС на основе ИИ
Наводнения, пожары, объекты от 70 см – что и как видит российский «Ресурс-П» из космоса
Сейчас на главной
Полвека контрактной сборки сложных автомобилей — и внезапная пауза без новых заказов
Замерзающие замки, спорная трансмиссия и эргономика, которая утомляет в дальней дороге
Цены выросли, оснащение богаче, Россию ждёт параллельный импорт
На расход батареи влияют стиль вождения и высокая скорость
Производство откроют на автозаводе в Калининграде
Автомобили продержались на отечественном рынке чуть больше двух лет
Документы оформили на клон Geely Preface под названием Volga C50
Исследование показывает разворот потребительских предпочтений на фоне изменений в экономике и регулировании
Президент назвал эту меру попыткой Минфина получить допдоход для технологического развития
Для автомобилей из КНР могут создать единую цифровую базу деталей с привязкой к VIN
Разбираемся, куда идти с первым иском, кто и сколько в итоге платит за разбирательства
Автоэксперт объяснил, почему ассистенты могут мешать водителю на скользкой дороге