Американский журнал о военной технике «Military Watch Magazine» подготовил топ-5 самолётов-истребителей с самыми лучшими и мощными двигателями в мире. Три из пяти мест в этом рейтинге заняли российские перехватчик МиГ-31М и истребитель МиГ 1.42, а также истребитель пятого поколения Су-57М. При этом два из этих истребителей так и не получили серийного производства и не попали на баланс Министерства обороны России, но получили мировое признание.
Также в топ-5 включили китайский истребитель пятого поколения J-20 и американский истребитель пятого поколения F-35. И вот какие двигатели вырвались в лидеры из числа российских истребителей.
Это лидер рейтинга по мощности, его тяга составляет 195 кН. Д-30Ф-6М был собран на базе Д-30Ф-6 с тягой в 152 кН, который и сейчас работает на МиГ-31.
Экономичный Д-30Ф-6М должен был быть установлен на МиГ-31М, этот новый истребитель должен был поступить на вооружение Союза в начале 1990-х годов.
Планам авиаконструкторов помешал распад СССР. Перехватчик и его двигатель были полностью готовы к выпуску к 1994 году, но серийное производство его в России было на тот момент невозможным.
Впрочем, «прототип» этого суперперехватчика МиГ-31 и с тягой в 152 кН до сих пор сохраняет «подавляющее преимущество в лётно-технических характеристиках» среди истребителей-перехватчиков на мировом уровне.
Другой лидер из когда-либо производимых в мире двигателей для истребителей по мощности тоже разрабатывался в СССР. АЛ-41Ф начали создавать в 1979 году для МиГ 1.42, нового истребителя для обеспечения превосходства в воздухе..
Распад СССР практически заморозил и этот проект. Однако, если от проекта МиГ-31М в России отказались практически сразу, то МиГ 1.42 держался до начала двухтысячных годов. Его двигатель проходил интенсивные испытания «в том числе на высоких сверхзвуковых скоростях с использованием ряда самолётов в качестве испытательных стендов, включая перехватчик МиГ-25 и бомбардировщик Ту-16». Но в итоге проект оказался для российской оборонной промышленности тех лет дорогим: от серийного производства и доработок МиГ 1.42 тоже отказались.
Отмечается, что бесследно наработки проекта МиГ 1.42 не прошли. Идеи создателей АЛ-41Ф позже использовались, в частности, для создания усовершенствованного производного двигателя АЛ-31 в Су-27. Но этот двигатель оказался слабее и получил тягу почти на 30 процентов ниже, чем у своего прототипа. У АЛ-41Ф-1С она всего 137 кН.
Даже с теми двигателями, которые уже есть у Су-57, и постоянно обновляются, они не имеют конкурентов и обходят по некоторым параметрам F-35 и J-20 в своей категории.
С АЛ-51Ф этот технологический разрыв России увеличится. Он пока не поступил в серийное производство и в серийную установку на российские истребители, но к этому активно готовится.
Двигатель этот с тягой 180 кН «значительно мощнее, чем самый мощный западный двигатель», установленный на двухмоторном истребителе F-22 F119, максимальная тяга которого на 12 процентов ниже и составляет 156 кН.
При этом АЛ-51Ф слабее, чем Д-30Ф6-М и чем АЛ-41Ф. Однако авторы рейтинга отмечают, что возможности двигателя по управлению вектором тяги, его экономичный расход топлива и относительно небольшой вес Су-57 всё же сделают истребитель «самым маневренным в мире на низких скоростях и, возможно, [самым маневренным в мире] на высоких скоростях». В последней категории он будет конкурировать с J-20.
Сверхзвуковой многоцелевой самолёт тактической авиации: новое патентное решение от ОАК
Подавляющее преимущество, мировое лидерство: российский истребитель МиГ-31 беспокоит США
«Злобная птица» Су-35 — лучший российский истребитель — «The National Interest»