Американский журнал о военной технике «Military Watch Magazine» подготовил топ-5 самолётов-истребителей с самыми лучшими и мощными двигателями в мире. Три из пяти мест в этом рейтинге заняли российские перехватчик МиГ-31М и истребитель МиГ 1.42, а также истребитель пятого поколения Су-57М. При этом два из этих истребителей так и не получили серийного производства и не попали на баланс Министерства обороны России, но получили мировое признание.
Также в топ-5 включили китайский истребитель пятого поколения J-20 и американский истребитель пятого поколения F-35. И вот какие двигатели вырвались в лидеры из числа российских истребителей.
Двигатель Д-30Ф6-М для МиГ-31М
Это лидер рейтинга по мощности, его тяга составляет 195 кН. Д-30Ф-6М был собран на базе Д-30Ф-6 с тягой в 152 кН, который и сейчас работает на МиГ-31.
Экономичный Д-30Ф-6М должен был быть установлен на МиГ-31М, этот новый истребитель должен был поступить на вооружение Союза в начале 1990-х годов.
Это позволило бы МиГ-31М летать еще быстрее и выше, нести радар, который был еще намного больше, и нести самый большой в мире ракетный арсенал, включающий шесть крупногабаритных ракет Р-37 и множество более мелких ракет.
Планам авиаконструкторов помешал распад СССР. Перехватчик и его двигатель были полностью готовы к выпуску к 1994 году, но серийное производство его в России было на тот момент невозможным.
Впрочем, «прототип» этого суперперехватчика МиГ-31 и с тягой в 152 кН до сих пор сохраняет «подавляющее преимущество в лётно-технических характеристиках» среди истребителей-перехватчиков на мировом уровне.
Двигатель АЛ-41Ф для МиГ 1.42
Другой лидер из когда-либо производимых в мире двигателей для истребителей по мощности тоже разрабатывался в СССР. АЛ-41Ф начали создавать в 1979 году для МиГ 1.42, нового истребителя для обеспечения превосходства в воздухе..
Этот самолёт был значительно более амбициозным для своего времени, чем более поздний истребитель пятого поколения Су-57, производимый в России. Его производство, по разным оценкам, обходилось примерно в два раза дороже при значительно более высоком сроке службы и эксплуатационных расходах. Однако двигатели самолёта АЛ-41Ф развивали гораздо большую тягу и имели более высокое соотношение тяги и веса, чем любые другие, используемые на двухмоторных истребителях по сей день, и, по разным оценкам, имели максимальную тягу в 191 кН.
Распад СССР практически заморозил и этот проект. Однако, если от проекта МиГ-31М в России отказались практически сразу, то МиГ 1.42 держался до начала двухтысячных годов. Его двигатель проходил интенсивные испытания «в том числе на высоких сверхзвуковых скоростях с использованием ряда самолётов в качестве испытательных стендов, включая перехватчик МиГ-25 и бомбардировщик Ту-16». Но в итоге проект оказался для российской оборонной промышленности тех лет дорогим: от серийного производства и доработок МиГ 1.42 тоже отказались.
Отмечается, что бесследно наработки проекта МиГ 1.42 не прошли. Идеи создателей АЛ-41Ф позже использовались, в частности, для создания усовершенствованного производного двигателя АЛ-31 в Су-27. Но этот двигатель оказался слабее и получил тягу почти на 30 процентов ниже, чем у своего прототипа. У АЛ-41Ф-1С она всего 137 кН.
Двигатель АЛ-51Ф для Су-57
Даже с теми двигателями, которые уже есть у Су-57, и постоянно обновляются, они не имеют конкурентов и обходят по некоторым параметрам F-35 и J-20 в своей категории.
С АЛ-51Ф этот технологический разрыв России увеличится. Он пока не поступил в серийное производство и в серийную установку на российские истребители, но к этому активно готовится.
Су-57 был спроектирован таким образом, чтобы обеспечить минимальные эксплуатационные расходы и потребности в техническом обслуживании, при этом AL-51F, соответственно, является высокоэффективной конструкцией с гораздо меньшими затратами на срок службы, чем варианты АЛ-31 и АЛ-41Ф-1, которыми в настоящее время оснащаются российские истребители.
Двигатель этот с тягой 180 кН «значительно мощнее, чем самый мощный западный двигатель», установленный на двухмоторном истребителе F-22 F119, максимальная тяга которого на 12 процентов ниже и составляет 156 кН.
При этом АЛ-51Ф слабее, чем Д-30Ф6-М и чем АЛ-41Ф. Однако авторы рейтинга отмечают, что возможности двигателя по управлению вектором тяги, его экономичный расход топлива и относительно небольшой вес Су-57 всё же сделают истребитель «самым маневренным в мире на низких скоростях и, возможно, [самым маневренным в мире] на высоких скоростях». В последней категории он будет конкурировать с J-20.
Читать материалы по теме:
Сверхзвуковой многоцелевой самолёт тактической авиации: новое патентное решение от ОАК
Подавляющее преимущество, мировое лидерство: российский истребитель МиГ-31 беспокоит США
«Злобная птица» Су-35 — лучший российский истребитель — «The National Interest»
Сейчас на главной
Проект реализуется совместно с китайским холдингом Famsun
Регулятор напомнил, что доступ к сервису ограничен из-за распространения запрещённого контента и нарушений законодательства
Индия рассматривает аналогичный угол наклонения для своего проекта
Минцифры РФ предложило расширить список юридически значимых электронных документов
Судно проекта КСП 01 строят в рамках программы «Квоты под киль»
Проект 12700 разработали инженеры КБ «Алмаз»
Минцифры заявило о постепенном отказе от СМС-кодов
Официальный канал президента России Владимира Путина стал первым миллионником на платформе
Регион использует дроны для обработки полей
За третий квартал 2025 года зафиксировано более 44 000 случаев заражения смартфонов «NFC-троянами»
Россия готова обеспечить поставку топлива для энергетики страны-партнёра
Научно-производственный комплекс начнёт работу в 2026 году