Программа развития гражданской авиации, включающая производство пассажирских лайнеров МС-21, SJ-100, сорвана из-за того, что авиастроители не смогли в заявленные сроки получить сертификаты на импортозамещенные версии самолетов.
Лайнеры с российским оборудованием не соответствуют техническим характеристикам. К примеру, МС-21-310 стал на 5,75 т тяжелее. Проблема в том, что он базируется на более тяжелом планере в сравнении с МС-21-300, где использовались зарубежные компоненты. Это произошло из-за применения российских композитов и новых систем.
В итоге при загрузке в 20,3 т самолет может пролететь не более 2,8 тыс. км. При этом он может подняться на максимальную высоту в 7 км. Без снижения массы самолета невозможно увеличить его тягу, считают эксперты.
Главной проблемой импортозамещенного SJ-100 остается российский двигатель ПД-8, который на испытаниях не подтвердил свои характеристики. В декабре 2023 году авиастроители пришли к выводу, что нужно провести дополнительные работы, заявили в ОДК. Основная задача - обеспечение надежной работы двигателя во всех режимах, а также гарантия безопасности.
Собеседники полагают, что реализация планов властей по гражданской авиации оказалась под большим вопросом из-за ориентации отрасли на выполнение гособоронзаказа. Не исключено, что обновлять парки российским перевозчикам придется за счет самолетов из дружественных стран.
Согласно планам, утвержденным в 2022 году, к 2030 году авиапром должен был передать 1036 лайнеров для пассажирских перевозок. Из них 339 самолетов забронировал «Аэрофлот». По данным Минпромторга, сейчас на разной стадии готовности находятся 16 SJ-100 и 12 МС-21.
Власти рассчитывали сроки поставок самолетов, исходя из обещаний поставщиков компонентов и систем второго и третьего уровня. Однако позднее выяснилось, что даже у поставщиков первого уровня не все комплектующие законтрактованы. И практика показывает, что ни одна самолетостроительная программа не проходит без сбоев.
Стало известно, какой бюджет запланирован на гражданскую авиацию до 2030 года