Сегодня в Санкт-Петербурге состоялась торжественная церемония закладки универсального атомного ледокола «Ленинград». Новый ледокол стал пятым кораблем в серии проекта 22220, созданным в рамках федерального проекта «Развитие Северного морского пути». Важное событие привлекло на Балтийский завод главу Росатома Алексея Лихачёва, главу ВТБ Андрея Костина, спикера Совета Федерации Валентину Матвиенко и губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова. Принять участие в церемонии приехал и Владимир Путин.
Президент подчеркнул, что мощный атомный ледокол «Ленинград» будет играть ключевую роль в укреплении технологического и промышленного потенциала России. После завершения строительства, ему предстоит работать на трассах Северного морского пути, обеспечивая безопасное и эффективное судоходство в сложных арктических условиях.
По словам президента «Ленинград» будет не только способствовать освоению и изучению Арктики, но и поддерживать доставку грузов, строительных материалов и топлива. Строительство «Ленинграда» – ещё один шаг в укреплении технологического потенциала России, предоставляя мощный корабль для работы на трассах Северного морского пути.
В настоящее время в составе ледокольного флота России насчитывается 34 дизельных и 7 атомных ледоколов, среди которых «Арктика», «Сибирь», «Урал», «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач и другие. Новый корабль будет играть ключевую роль в обеспечении судоходства в сложных арктических условиях.
ФГУП «Атомфлот» (входит в госкорпорацию «Росатом») — официальный заказчик атомных ледоколов проекта 22220. Заказчику уже переданы атомоходы «Арктика», «Сибирь» и «Урал». На разных этапах строительства находятся ледоколы «Якутия» и «Чукотка», а «Сталинград» пройдет процедуру закладки последним.
В своем обращении к корабелам и гостям церемонии глава Росатома Алексей Лихачёв подчеркнул особый статус компании в этом заказе.
Универсальные атомные ледоколы проекта 22220 шифр ЛК-60Я имеют особенность в конструкции - балластные ёмкости для изменения осадки судна. Это позволяет ледоколу работать как в западном районе Арктики, где нужно обеспечить большее погружение для проходимости во льдах, так и на реках Арктического региона, где есть риск сесть на мель и поэтому надо сбрасывать балласт. Использование таких двухосадочных атомоходов снижает затраты на ледокольную проводку в 1,5-1,8 раза по сравнению с использованием двух отдельных ледоколов.
Ледоколы ЛК-60Я получили ядерную реакторную установку РИТМ-200 со сроком службы 40 лет, назначенный ресурс - 320 тыс. часов. Она обладает интегрированным корпусом, что снижает массу и габариты установки и уменьшает риск утечек. Технические характеристики включают длину—173,3 м, ширину—34 м, водоизмещение—33 540 тонн, мощность на гребных валах—до 60 мегаватт. Максимальная скорость хода ледоколов проекта — 22 узла, а ледопроходимость — 2,9 м.
Особенностью ледокола «Ленинград» и последующих атомоходов проекта 22220 станет модифицированная система электродвижения. Из-за санкций была проведена замена поставщика гребных электродвигателей и использование другой компонентной базы при создании силовых элементов системы. Атомоход оснащается тремя сдвоенными гребными электродвигателями мощностью 20 МВт каждый.
Ранее www1.ru писал, что в планах ВМФ России получить многоцелевой ледовый патрульный корабль «Иван Папанин» до конца текущего года. Он также получит прописку в водах Арктики. Строительство ледоколов также есть в планах у Объединенной Строительной Корпорации (ОСК). В течение следующих 11 лет там, если верить презентации корпорации, будут строить пять ледоколов - за 143 млрд рублей.